Есть грузовики, при первом взгляде на которые в памяти всплывает не название и номер модели, а их народное прозвище. Это как раз про «Шишигу». Двухосная сравнительно легкая полноприводная машина изначально создавалась для военных, но нашла широкое применение и в народном хозяйстве СССР. И была там очень востребована, как хороший грузовик для плохих дорог.
Первый прототип ГАЗ-66 появился на горьковском автозаводе в 1957 году, но для нового грузовика еще не было подходящего двигателя. Дизайн тоже очень отличался от знакомого нам всем позднего варианта. Двигатель создали только к июлю 1964 года, тогда машина и была запушена в серию.
Новый ГАЗ получил 8-цилиндровый силовой агрегат объемом 3.4 литра мощностью 120 лошадиных сил, четырехступенчатую коробку передач и двухступенчатую «раздатку». Машина обладала грузоподъемностью в две тонны при собственном весе в 3.5 тонн, номинальное потребление топлива на дорогах с твердым покрытием 20 литров на 100 км. Высокую проходимость ей обеспечили клиренс в 315 мм., подключаемый полный привод и самоблокирующиеся дифференциалы на обоих мостах. С 1968 года на ГАЗ-66 стала устанавливаться централизованная система, регулирующая давление в шинах. Это позволяло быстро адаптировать грузовик к разным типам дорожного покрытия. Модификации было присвоено имя ГАЗ-66-01. В апреле следующего 1969 года «шишига» получила первый для грузовиков и легковых знак качества СССР.
Так как основным потребителем машины подразумевалось Министерство обороны, было выпущено несколько разных целевых модификация. Например, десантная модификация «шишиги» ГАЗ-66 Б отличалась разборной кабиной верхнюю часть которой можно было снять вместе с лобовым стеклом и погрузить в самолет.
Эти машины поступили на вооружение не только в советскую армию, но и в армии стран Варшавского договора. Наиболее распространенной модификацией был тентованный грузовик, выпускались и седельные тягачи, санитарные машины. На базе ГАЗ-66 также создавались установки «ГРАД», передвижные дегазационные камеры, командно-штабные машины, топливозаправщики и даже понтонные парки. Идеальная развесовка обеспечивала отличную устойчивость и защиту от переворачивания. ГАЗ-66 успешно продавали за рубеж, была даже модификация для стран с тропическим климатом.
Бескапотная компоновка – особенность «шишиги», обеспечила машине компактность, а её водителю хороший обзор, но в месте с тем сыграла и отрицательную роль. Двигатель в кабине занял много места, из-за этого рычаг КПП пришлось установить немного позади водителя. Те, кто когда- либо водил этот грузовик знают, как устает правое плечо после трудового дня. Летом в кабине очень жарко благодаря тому же мотору, зато зимой он греет. Ходит легенда, что "шишигу" придкмала женщина. Мол, оттого и все эти странности в компоновке. Правда, история эта - всего лишь остроумная выдумка. Над ГАЗ-66 работали только мужчины. Под руководством конструктора А.Д. Просвирнина.
Много этих машин попало в Афганистан вместе с нашим контингентом. Отсутствие капота делало особо уязвимыми тех, кто находился в кабине. Поэтому уцелевшие «шишиги», служившие там, постепенно заменили Уралами и ЗИЛами. Во всем остальном машина была достаточно практичной. Откидывающаяся кабина обеспечивала прямой и удобный доступ к двигателю.
ГАЗ-66 в течении 35 лет производства неоднократно модернизировался. Уже в 1991 году ему снова обновили силовой агрегат, усовершенствовали тормоза, усилили шины. Удалось поднять грузоподъемность до 2.3 тонн. Уже в следующем году на машину стали устанавливать 4-цилиндровый дизель объемом 4.2 литра в 85 лс. Позднее появилась и его турбированная версия в 116 лс.
В 1993 году появилась отдельная гражданская модификация грузоподъемность которой увеличили до 3.5 тонн. От военного собрата её отличают двускатные шины и измененная грузовая платформа. Массовое производство этих грузовиков в разных модификациях закончилось в 1995 году. Ограниченный выпуск для армии продолжался до 1999-го, было произведено 965 941 экземпляров разных модификаций.
Высокая проходимость и ремонтопригодность в полевых условиях сделало «шишигу» особо востребованной и в гражданских отраслях. Она и сегодня, спустя более чем 20 лет после окончания производства не редкость на российских просторах.