Найти тему

Сколько топлива нужно самолету? Подробно на примерах

Оглавление

Борьба за экономию топлива ведется не только в производстве автомобилей. Учитывая большие масштабы авиаперевозок, вопрос снижения расхода в этой сфере особенно актуален. Настолько, что выгода ощутима, даже если удается тратить на 1% меньше горючего. Все из-за высокой стоимости авиационного топлива. Одна тонна обходится примерно в 54 000 руб.

Ведущие разработчики пассажирских лайнеров стремятся создавать свои модели, сохраняя экономичность в отношении горючего. За последние 50 лет его удельный расход на одного пассажира снизился примерно в 4 раза. Рассказываем, сколько же топлива потребляют самолеты сегодня.

Как определяется расход топлива самолета

Если расход топлива на автомобиле — это количество литров на 100 км, то в отношении самолетов применяются другие показатели:

  • Расход в час, т. е. за 1 час полет. Количество потраченного топлива определяют при полете с крейсерской скоростью и максимальной коммерческой нагрузкой.
  • Расход на 1 км. То же, что и в предыдущем случае, только количество топлива соотносят не со временем, а с расстоянием — 1 км полета.
  • Удельный расход. Показывает топливную эффективность судна, представляет отношение потраченного топлива к единице времени или расстояния относительно мощности двигателя самолета или на одного пассажира. В первом случае единицы измерения кг/(кгс·ч), во втором — грамм/(пассажир·км).

Сам расход топлива самолета указывается не в литрах, а в килограммах или тоннах. При расчете нужного количества горючего берут с запасом. Учитываются:

  • Количество топлива, которое нужно, чтобы преодолеть расстояние от пункта отбытия до точки назначения.
  • Количество горючего, необходимое для полета до запасного аэропорта.
  • Объем топлива, нужного для совершения двух кругов при заходе на посадку.
  • Запас, составляющий 5% от получившейся общей суммы.

Сколько самолет тратит топлива на 1000 км, зависит от многих факторов. Особенно сильное значение имеют протяженность маршрута, выбранная крейсерская скорость, нагрузка, скорость ветра и высота полета. Поэтому можно сказать, что значение расхода актуально для конкретных условий, а приводимые цифры являются усредненными. Из-за этого в статистических данных авиакомпаний числа всегда больше. В них заложены траты на земле: на стоянки, запуски, работу ВСУ, стравливающих воздух для запуска основных двигателей.

Расход и максимальная загрузка воздушных судов

Если посмотреть, сколько тонн топлива в самолете, то все зависит от модели судна. К примеру, в американский 2-палубный четырехдвигательный Боинг 747, который перевозит до 400-500 человек, вмещается 170 тонн. Для советского трехдвигательного авиалайнера Ту-154, рассчитанного на 152-180 пассажиров, максимум составляет 40 тонн.

Средний расход Боинга 747 составляет 12 т/час. Ту-254 тратит до 5,4т/ч, Аэробус А310 потребляет 4-5 т/ч, а модель А320 — 2,2 т/ч. Примеры потребления других самолетов вы можете видеть на картинке ниже.

-2

Заправляют не всегда до максимума. Если самолет дальнемагистральный, а ему нужно совершить рейс на близкое расстояние, то горючего могут не долить. Это нужно, чтобы судно не перевозило лишний груз и во избежание перерасхода средств.

При посадке у самолета остается в среднем до 3 тонн топлива. Горючее сбрасывается только в особых случаях, при аварийной посадке, чтобы исключить возникновение пожара (из-за удара и большого количества легко воспламеняющейся жидкости) и дыма, из-за которого пассажиры могут задохнуться. Сброс происходит через специальное сопло, и топливо полностью рассеивается до мельчайших капель.

Современные лайнеры оснащены системой экстренной посадки при избыточном весе. Здесь не нужен сброс топлива. Поэтому и система для данной процедуры не предусмотрена.

В заключение

Расход топлива у самолетов — основной показатель, отражающий эффективность эксплуатации судна. Чем меньше тратится горючего, тем меньше издержек возникает у авиакомпании. Поэтому при разработке самолетов одним из главных ориентиров выступает экономичность в расходе топлива. Он определяется тремя показателями: часовым, километровым и удельным расходом. Он имеет усредненное значение, которое обычно ниже реального, поскольку не учитывает влияние внешних и внутренних факторов.

__________

Материал создан при поддержке компании «Ойл Ресурс Групп» с целью предоставления полезной информации о нефти и нефтепродуктах.

https://oilresource.ru

=====================================================