Найти в Дзене
Психология

3 состояния психики

Оглавление
Какие существуют состояния психики ?

Эрик Берн вводит понятие - состояние

психики, которое человек приобретает

с самого детства.

Всего состояний три - Ребёнок, Родитель и Взрослый.

Это значит, что в голове есть 3 способа,

методики, функции по принятию решений. Нужно понять, что с ними делать и как их применять.

  • Поэтому наша задача - это научиться различать эти типы.

Внутренний Ребёнок

Наше рождение начинается с этапа «детство», поэтому первый, кто хорошо развит в нашей голове - это Ребёнок.

Внутренний Ребёнок - эмоциональная часть, «запись» внутренних событий: переживаний и чувств. Это хранилище творчества,любознательности, желания исследовать и узнавать, стремление потрогать, почувствовать и испытывать чувства первых открытий.

  • В детстве ребенок испытывает разные новые эмоции, исходящие от окружения, тоесть от родителей.

По эмоциональным и физическим реакциям ребёнок понимает, что сейчас с ним происходит. Из этих реакций он формирует собственныем будущие эмоциональные реакции. Поэтому можно говорить о том, что лицо матери является зеркалом ребенка.

Если ребенок падает, а мама улыбается, то связывается целый ряд событий в единый контекст. Ребенок в этой ситуации запоминает, что он бежал, упал, а мама улыбнулась, что вызвало в ребёнке мамино спокойствие.

Данное поведение матери на уровне эмоций формирует для него единую картину, связанную с тем, как в подобной ситуации вести себя. И это относится не только к буквальным падениям, но и неудачам, например, на работе.

Если человек с детства видит по реакции мамы, что ничего страшного не произошло при падении, то тот не станет кричать, ругаться, горевать и обижаться, а пойдёт дальше, несмотря неудачу.

Ученые установили, что мозг ребенка работает как записывающее устройство: происходит фиксация того, что в него попадает. Наш мозг хранит всё, что мимо него прошло. Поэтому для родителей важно знать и давать ребёнку правильные эмоции, правильно осуществлять поглаживания.

Внутренний Ребёнок - это то, какими мы были до 5 лет.

У каждого человека есть воспоминания, которые приносят хорошее настроение и улыбки, положительные эмоции и состояние непонятной радости. Аналогично происходит и с негативными эмоциями. В обоих случаях мозг получает сигнал из прошлого и вызывает эмоциональное состояние, распаковывая весь детский контекст.

Для Ребёнка важны эмоции. Когда мы

в ресторане говорим: «Какая вкусная

паста!» - повар понимает, что его блюдо

понравилось.

Эмоции для Внутреннего Ребёнка - это признак того, что сейчас либо хорошо, либо плохо.

Допустим, человек когда-то давно разбил кувшин, и его за это отругали. Теперь, когда это зрелый человек, то он может совершить поступок, подлежащий осуждению, и впадёт легко в детские переживания - стыд, вина или обида. Не нужно впадать в него, а просто исправить ситуацию.

  • Внутренний Ребёнок - это состояние, тоесть это отдельные части действий, эмоций, мыслей, за которые он внутри отвечает.

Польза и вред Внутреннего Ребёнка

Функции ребенка - желать и создавать картинки желаемого, которые затем будут стимулировать действие; придавать жизни яркость; вести себя спонтанно и естественно, придумывать новое, творить, подавать идеи.

Признаки Внутреннего Ребёнка:

Говорит: «Ого», «Здорово!», «Хочу», «Не хочу», «Помоги» и другие эмоциональные фразы;

Позы, жесты: опущенная голова, поднятые вверх глаза, косолапость, раскачивается, ерзает, горбится, прыгает, хлопает в ладоши.

1. Что делать, если у человека большое содержание Ребёнка?- Нужно найти иного человека, который будет контролировать. Договор - без твоего решения ничего не будет сделано. Например, отдать деньги мужу, чтобы их не тратить. Муж будет в качестве Взрослого ; - Растить в себе самостоятельность Внутреннего Взрослого, который будет контролировать.

2. Можно ли исправить то, что уже заложил в физического ребёнка? Нужно перестать повторять прошлую запись и начинать говорить новые убеждения, чтобы те запомнились и внедрялись как основные.

Люди мыслят словами, когда слово -это подкрепленное позитивными или негативными эмоциями и реакциями. Мы в силах исправить это самостоятельно.

Проблемы Внутреннего ребёнка

Гипертрофированный ребенок - это безответственное существо, которое хочет только развлекаться и веселиться, делать то, что захотелось сиюминутно.

Так как здесь мало контроля, то нелегко ставить большие цели: ребенок хочет только играть. С желаниями обычно все хорошо, но они могут постоянно меняться, не исполняясь, потому что ребенку сложно долго фиксировать внимание.

Подавленный ребёнок - это отказ от эмоций, что приводит к обидчивости, требовательности.

Человек, игнорирующий свою детскую часть, готов сопротивляться и спорить по любому поводу. Для окружающих это выглядит как неадекватность, а на самом деле это попытка уравновесить подавленные состояния.

Обидчивость - типичный признак бунтующего ребенка, у которого все время есть ощущение, что его критикуют, не ценят. На самом деле критикует, подавляет и не ценит такого человека его собственный внутренний родитель, но осознать это сложно. Поэтому давление воспринимается, как внешнее. В результате невинные замечания звучат для него обидно. И в то же время он постоянно ждет родительской поддержки и заботы, а потому очень зависим от чужого мнения.

-2

Внутренний родитель

Внутренний Родитель - это позиция старшего.

Голос, который всё знает, что выражается в негативных и позитивных проявлениях. Это «запись» внешних событий: наставления, правила, законы, мгновенные ответы на все вопросы, контроль и правила жизни. Важно - высказать своё мнение.

  • Внутренний Родитель - это поживший, опытный скептик, совесть. Это позиция«должен» и «обязан», как по отношению к себе, так и к другим. Из этого состояния мы заставляем себя и других что-то «взять и сделать», учим и объясняем, отсюда же ухаживаем, кормим, защищаем. Он отражение наших настоящих родителей, которые учили своим взглядам и ценностям. Ему важно знать все подробные детали, которые помогают разбираться в ситуациях.
Функции родителя - заботиться осебе и других, обучать и объяснять, контролировать то, что сделано, соблюдать социальные нормы и запреты, одобрять и критиковать, оказывать помощь.

Его действия: учит, заботится, опекает, защищает, критикует, оценивает, запрещает, хранит традиции и ценности, выражает эмоции.

Отвечает на вопрос: «Как?» Также отвечает за функцию совести.

Говорит: «Никогда», «Всегда», «Никогда не забывай, что…», «Надо», «Должен», «Нельзя»…

Функция: контролирует жизнь Ребёнка, запрещая ему делать то, что не в его правилах; разрешает то, что для него возможно; даёт предписания на всю оставшуюся жизнь.

Предписания, которые даёт Внутренний Родитель:

• «Какой ты у меня добрый!»

• «Ты мой тихий мальчик»

• «Ну ты и лентяй!»

• «Ты такой красивый!»

• «У тебя очень хорошее здоровье»

• «Ты мой бедненький!»

• «Разве он не умница?»

• «Я пытаюсь заставить его дружить с

другими детьми, но у меня такой

замкнутый, такой эгоистичный. Правда, мой милый?»

• «Я всё время говорю ему быть аккуратнее, но он такой неряха, не так ли мой мальчик?»

Разрешения:

• Для мальчиков: мама говорит, что делать, а папа показывает, как.

• Для девочек: папа говорит, что делать, а мама показывает, как.

Запреты (или проклятия по жизни):

• Никогда ничего не проси;

• Не будь решительным;

• Не ной;

• Не смейся;

• Не делай ничего;

• Не получай удовольствие от жизни;

• Не выражай гнев;

• Не будь здоровым;

• Не принимай поглаживания;

• Не давай поглаживания;

• Не двигайся;

• Не будь уверенным;

• Не допускай близости;

• Не доверяй;

• Не добивайся цели;

• Не будь значимым;

• Не думай;

• Не чувствуй, что ты чувствуешь;

• Не будь счастливым…

Польза и вред Внутреннего Родителя

Ситуация: приходит ребёнок и показывает маме свой рисунок, а мама ему отвечает: «некрасиво, перерисуй!» В дальнейшем ситуация повлияет на его творческую часть. Мама хотела помочь, указать на недостаток, чтобы ребёнок пошёл и исправил, но так не работает.

В данном случае Родитель запрещает Ребёнку творить и видеть мир так, как это хочет он. Вред Родителя Многие знают, что такое строгий внутренний критик. К примеру, вы захотели чего-то, и, не успев обратиться к взрослой части личности, тут же «слышите» в голове:

«Сума сошла?! Да где тебе!», «Не вздумай, это опасно!» или даже «Дура», «Неудачница» и прочие грубости.

Когда мы с чем-то не справились, за неудачу ругает Родитель.
Декларативные, не подтвержденные ничем убеждения из детства - это оттуда. Самый большой вред - это реакция.

Еще один вариант гипертрофированного состояния, который проявляется по отношению к окружающим - это чрезмерная забота и опека. Особенно часто это происходит в парах, когда женщина становится словно мамочкой по отношению к мужчине, и слишком заботится о нем.

Важно! Напомню на всякий случай, что забота о себе и о партнере - нормальная функция родителя и полностью от нее отказываться не нужно. Важно соблюдать баланс и быть способным переключаться из одного состояния в другое.

От Родителя тоже есть польза.

Есть ряд ситуаций, когда у человека нет времени рассуждать и нужны мгновенные быстрые решения. Он имеет автоматические реакции на различные положения. Например, когда машина летит на человека - нужны реакции о защите жизни; когда кто-то оскорбляет - надо защищаться. ез Внутреннего Родителя бы не выросли, он - наша забота, он помогает выживать.

Развод с Внутренним Родителем

Речь идёт о Родителе, который может ругать, ставит в неудобные ситуации, ссориться с другими людьми. Когда даёт советы: «спасибо, советы не требуется, это моя жизнь, я теперь сам буду решать, как мне жить». Спрашивать сами себя: «как мне сделать так, чтобы этого больше не было?»

Как правило, Ребенок и Родитель в нас доминируют. Но важно начать растить Внутреннего Взрослого.

-3

Внутренний Взрослый

Внутренний Взрослый - это часть психики, которая стоит между ругающим Родителем и погруженным в своё дело Ребенком.

Взрослый как поживший мудрец. Когда что-то случается, он может спокойно с этим разобраться, оставив Ребенка в покое и при деле, а также заглушив голос Родителя в голове.

Позиция взрослого - позиция здравого смысла, разумное и адекватноевзаимодействие. Здесь человек рассматривает ситуации и события с точки зрения удобства и выгоды, пользы для себя и других, и, что немаловажно, с позиции равенства собеседников. Это та часть личности, которая строит планы, получает результаты, зарабатывает деньги.

  • Это «наша собственная» часть личности, которая не является проекцией нас в детстве или отражением образа родителей.

Функции взрослого - договариваться, приспосабливаться, соответствовать реальности, рассматривать желания, планы и события в целом с позиции здравого смысла и пользы, действовать.

Внутренний Взрослый - это тот, кто умеет брать на себя ответственность и отвечать за поступки. Это регулировщик в нашей голове, который позволяет делать то, что хочется, и не чувствовать за это неудобных чувств. Также он просчитывает все ходы наперёд и следит за главной стратегией.

Взрослый отвечает за цель, к которой идёт человек.

Он отстраняет от эмоциональной составляющей и понимает, что делать, чтобы добиться нужного. Его интересуют только конкурентные вещи и факты, так как есть план на следующие действия. Он создаёт спокойствия и порядок в голове.

Взрослому важно осознавать, что он умеет делать дело и получать конкретный результат.

Это самостоятельная, уверенная в себе и ответственная часть личности. Отвечает за разумность, логику и информированность.

Также не испытывает эмоции, осознаёт, своего Ребёнка и Родителя. Взрослый регулирует выражение эмоций соответственно случаю.

Типичные фразы или мысли:

• «Давай обсудим это»;

• «Я уверен, мы найдем правильное

решение»;

• «Если мы будем действовать по плану, у нас, скорее всего, все получится»;

• «Я полагаю…».

Чтобы решить конкретный вопрос, нам нужен Взрослый - при его развитии не появляются нерешаемых вопросов.

Практика понимания Взрослого.

Эксперимент: «меня раздражает то-то…» Если хотите, чтобы какая-либо ситуация произошла в последний раз, то можно попробовать небольшое упражнение:

• Возьмите лист бумаги;

• Начинайте записывать и анализировать, что именно случилось, рассуждая с позиции Взрослого: что стало причиной раздражения? А что именно меня раздражает? Из-за чего на самом деле такое случилось? Что я на самом деле хотел получить в результате?

Внутренний Взрослый научит нести ответственность за свои слова и действия, что приведёт к развитой состоянии психики.

Помните главное: если на протяжении своей жизни не развивали Взрослого, не общались с ним и не использовали его, то быстро взаимодействовать не получится. Нужна постоянная практика. Будьте готовы к внутренней и внешней работе над собой и над своим сознанием.

Проблема Взрослого

Его слишком мало. Разумное и спокойное поведение, здравая оценка ситуации свойственны далеко не всем. Но в реальности каждый из нас способен попадать в это состояние - это условие выживания. А значит, его можно развить и сделать полноценным. Если Вы хотите перестать себя ругать- ведите мирные переговоры.

Взрослый способен остановить ругающего Родителя.

И своим собственным усилием сами себя можете превратить в счастливого человека.

-4

Пример в котором участвуют 3 типа психики

Рассмотрим разные типы поведения наших Внутренних Личностей.
  • Изобразим ситуацию: человек едете в кафе, у него 5 минут до важной деловой встречи, а свободных парковочных мест нет.

Внутренний Ребенок начнёт проявлять себя эмоционально: ругаться, кричать, паниковать. Это отразится на общем настроении, даже если решит вопрос и придёт на встречу вовремя.

Внутренний Родитель будет ругать Ребёнка, используя шаблонные фразы: «всё в последний момент», «раньше не мог выехать?» и другие. Далее будет подвержен критике весь мир: «не подумали о людях, нужно больше парковочных мест создавать». Внутри будет много негатива, стресса и самобичевания.

Внутренний Взрослый проявляет мудрость и рассуждает. Берёт телефон и звонит партнеру, предупреждая о небольшой задержке без лишних эмоций. Он видит цель и думает о главном. Отстраняя себя от эмоций Ребенка, понимает, какие варианты есть и принимает решение о том, как поступить, параллельно задаётся вопросом о важности встречи и парковки в разрешенном месте.

  • Сегодня мы поговорили о 3 состояниях психики у людей, мы поняли, что стоит развивать тип Внутренний Взрослый. В следующей статье мы поговорим подробнее об играх в которые играют люди.

До встречи в других статьях