Найти тему
Милитари Клан

Истребитель четвёртого поколения Су-27. Догнать и превзойти F-15

Оглавление

Су-27, в 70-х годах прошлого века, стал представителем новой эпохи боевой авиации. Этот истребитель четвертого поколения стал не модернизацией уже имевшихся наработок, а полностью новой боевой машиной.

Су-27
Су-27

США опережали Советский Союз в разработке истребителя четвертого поколения. Главной стала цель догнать и превзойти американский F-15. Перед конструкторами была поставлена четкая задача: новый истребитель, по всем параметрам, должен превосходить "американца" на 10-15%.

К основным параметрам истребителей, определяющим их облик, относятся скорость и маневренность. Нахождение конструкторами правильного баланса между этими параметрами – залог успеха будущей машины.

Скорость нужна для того, чтобы догнать противника, после его обнаружения. Маневренность необходима для того, чтобы занять выгодную позицию во время воздушного боя.

Но, в 50-х годах, было не совсем понятно, какому качеству необходимо отдать большее предпочтение. Всё потому, что появились ракеты, класса "воздух-воздух", с большой дальностью поражения. Из-за этого, истребители стали воспринимать, как доставщиков вооружения на точку запуска ракет.

По своим местам всё расставила война во Вьетнаме. Сбить вражеский истребитель с дальнего расстояния оказалось не так уж и просто. После всех попыток завязывался ближний бой на дозвуковых скоростях, в котором преимущество было у маневренных истребителей.

Стало понятно, что нужен истребитель, способный летать на сверхзвуковых скоростях, а также уверенно вести манёвренный бой на дозвуковых. Необходимо было создать простое и изысканное решение этих задач.

В конкурсе участвовали Як-45, Миг-29 и Су-27. В конечном итоге, Як-45 выбыл, Миг-29 отправился в категорию легких истребителей, а Су-27 – в категорию тяжелых.

Задача легких истребителей – защита границ своей территории. Задача тяжелых – работа в глубине территории противника.

Су-27 разрабатывался под индексом Т-10. В нём конструкторам удалось совместить несовместимое. В 1977 году в воздух поднялся первый опытный образец.

Над разработкой трудилось большое количество предприятий самых разных областей, так как это была полностью новая боевая машина. Несмотря на все усилия конструкторов, Т-10 не смог превзойти американский F-15. Поэтому, в момент, когда завод уже был полностью готов к серийному производству, было принято тяжелое решение – отправить Т-10 на доработку. Новая машина разрабатывалась под индексом Т-10С. В 1981 году состоялся её первый полет. В 1985 году Су-27 начал поступать в войска.

Конструкция

Су-27
Су-27

Общая идеология истребителей четвертого поколения подразумевала крыло умеренной стреловидности. Су-27 – не исключение.

Длина – 21,9 м., высота – 5,9 м., размах крыла – 14,7 м.

Каждому известно, что основную подъемную силу самолета создает крыло. В Су-27 несущим стало почти всё тело самолета. Достигается это за счет того, что крыло начинается от кабины пилота, как будто наплывая на корпус самолета. Это не только помогает в стабилизации на сверхзвуке, но и даёт Су-27 огромный прирост подъемной силы. Такое решение позволило гораздо резче и энергичнее выполнять некоторые маневры в воздухе.

В модификации Су-27М установили новый, более тяжелый радиолокатор. Из-за этого добавилось переднее горизонтальное оперение, а переднее шасси получило второе колесо. Экспортный индекс Су-27М – Су-35.

Двигатели

Жертвовать скоростью, из-за умеренной стреловидности крыла, не пришлось. Так как Су-27 получил два двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-31Ф, позволяющих развивать две скорости звука и при таком крыле. Второй двигатель необходим для повышения боевой живучести.

Максимальная скорость Су-27 – 2500 км/ч., дальность полета – 3900 км., практический потолок – 18,5 км.

Вооружение и технологии

Су-27
Су-27

Су-27 получил автоматическую скорострельную 30-мм. пушку, встроенную в правый наплыв крыла.

Для пусковых и катапультных устройств ракетного вооружения предусмотрено 10 точек крепления. На них может быть подвешено до 6 управляемых ракет "воздух-воздух", с собственными системами радиолокационного или теплового самонаведения. А также до 6 высокоманевренных ракет для ближнего боя.

Су-27 оснащен радиолокационным прицелом, способным обнаруживать и захватывать несколько целей, в радиусе – до 100 км. Кроме того, установлена оптиколокационная станция, объединяющая в себе лазерный дальномер и теплопеленгатор. К плюсам последней можно отнести то, что захват цели производится без облучения. В ближнем бою, целеуказание можно осуществлять с помощью нашлемной системы. Все компоненты прицеливания связаны в единую систему управления вооружением.

С получением нового радиолокатора, в 80-х годах, истребитель получил возможность эффективно работать не только по воздушным, но и по наземным и надводным целям. Поэтому, получил ракеты класса "воздух-поверхность".

Новый уровень

Су-27 получился сверхманевренным, а также превзошел своего главного конкурента (F-15) по всем параметрам. Фигура высшего пилотажа "Кобра" стала визитной карточкой Су-27.

"Кобра" - фигура высшего пилотажа, когда пилот резко задирает нос самолета вверх, не изменяя направление движения. При этом, происходит резкий сброс скорости. Других способов так резко снизить скорость движения самолета нет.
Су-27
Су-27

Появление таких истребителей, как Су-27, стало толчком для серьезных изменений и в процессе обучения пилотов. Пилоты признаются, что машина стала превосходить человека в возможностях. Это открыло новые варианты тактических решений и вывело саму школу пилотирования на новый уровень.

Летчик-испытатель Владимир Ильюшин, после первого полета на Су-27, заявил, что это тот самолет, ради которого стоило стать лётчиком.

Больше статей: Су-57 | "Rafale" | Ту-160 "Белый лебедь" | F-22 "Raptor" | F-35 "Lightning II" | F-15 "Eagle" | B-1B "Lancer" | Chengdu J-20

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!

До встречи на канале Military Clan!