Су-27, в 70-х годах прошлого века, стал представителем новой эпохи боевой авиации. Этот истребитель четвертого поколения стал не модернизацией уже имевшихся наработок, а полностью новой боевой машиной.
США опережали Советский Союз в разработке истребителя четвертого поколения. Главной стала цель догнать и превзойти американский F-15. Перед конструкторами была поставлена четкая задача: новый истребитель, по всем параметрам, должен превосходить "американца" на 10-15%.
К основным параметрам истребителей, определяющим их облик, относятся скорость и маневренность. Нахождение конструкторами правильного баланса между этими параметрами – залог успеха будущей машины.
Скорость нужна для того, чтобы догнать противника, после его обнаружения. Маневренность необходима для того, чтобы занять выгодную позицию во время воздушного боя.
Но, в 50-х годах, было не совсем понятно, какому качеству необходимо отдать большее предпочтение. Всё потому, что появились ракеты, класса "воздух-воздух", с большой дальностью поражения. Из-за этого, истребители стали воспринимать, как доставщиков вооружения на точку запуска ракет.
По своим местам всё расставила война во Вьетнаме. Сбить вражеский истребитель с дальнего расстояния оказалось не так уж и просто. После всех попыток завязывался ближний бой на дозвуковых скоростях, в котором преимущество было у маневренных истребителей.
Стало понятно, что нужен истребитель, способный летать на сверхзвуковых скоростях, а также уверенно вести манёвренный бой на дозвуковых. Необходимо было создать простое и изысканное решение этих задач.
В конкурсе участвовали Як-45, Миг-29 и Су-27. В конечном итоге, Як-45 выбыл, Миг-29 отправился в категорию легких истребителей, а Су-27 – в категорию тяжелых.
Задача легких истребителей – защита границ своей территории. Задача тяжелых – работа в глубине территории противника.
Су-27 разрабатывался под индексом Т-10. В нём конструкторам удалось совместить несовместимое. В 1977 году в воздух поднялся первый опытный образец.
Над разработкой трудилось большое количество предприятий самых разных областей, так как это была полностью новая боевая машина. Несмотря на все усилия конструкторов, Т-10 не смог превзойти американский F-15. Поэтому, в момент, когда завод уже был полностью готов к серийному производству, было принято тяжелое решение – отправить Т-10 на доработку. Новая машина разрабатывалась под индексом Т-10С. В 1981 году состоялся её первый полет. В 1985 году Су-27 начал поступать в войска.
Конструкция
Общая идеология истребителей четвертого поколения подразумевала крыло умеренной стреловидности. Су-27 – не исключение.
Длина – 21,9 м., высота – 5,9 м., размах крыла – 14,7 м.
Каждому известно, что основную подъемную силу самолета создает крыло. В Су-27 несущим стало почти всё тело самолета. Достигается это за счет того, что крыло начинается от кабины пилота, как будто наплывая на корпус самолета. Это не только помогает в стабилизации на сверхзвуке, но и даёт Су-27 огромный прирост подъемной силы. Такое решение позволило гораздо резче и энергичнее выполнять некоторые маневры в воздухе.
В модификации Су-27М установили новый, более тяжелый радиолокатор. Из-за этого добавилось переднее горизонтальное оперение, а переднее шасси получило второе колесо. Экспортный индекс Су-27М – Су-35.
Двигатели
Жертвовать скоростью, из-за умеренной стреловидности крыла, не пришлось. Так как Су-27 получил два двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-31Ф, позволяющих развивать две скорости звука и при таком крыле. Второй двигатель необходим для повышения боевой живучести.
Максимальная скорость Су-27 – 2500 км/ч., дальность полета – 3900 км., практический потолок – 18,5 км.
Вооружение и технологии
Су-27 получил автоматическую скорострельную 30-мм. пушку, встроенную в правый наплыв крыла.
Для пусковых и катапультных устройств ракетного вооружения предусмотрено 10 точек крепления. На них может быть подвешено до 6 управляемых ракет "воздух-воздух", с собственными системами радиолокационного или теплового самонаведения. А также до 6 высокоманевренных ракет для ближнего боя.
Су-27 оснащен радиолокационным прицелом, способным обнаруживать и захватывать несколько целей, в радиусе – до 100 км. Кроме того, установлена оптиколокационная станция, объединяющая в себе лазерный дальномер и теплопеленгатор. К плюсам последней можно отнести то, что захват цели производится без облучения. В ближнем бою, целеуказание можно осуществлять с помощью нашлемной системы. Все компоненты прицеливания связаны в единую систему управления вооружением.
С получением нового радиолокатора, в 80-х годах, истребитель получил возможность эффективно работать не только по воздушным, но и по наземным и надводным целям. Поэтому, получил ракеты класса "воздух-поверхность".
Новый уровень
Су-27 получился сверхманевренным, а также превзошел своего главного конкурента (F-15) по всем параметрам. Фигура высшего пилотажа "Кобра" стала визитной карточкой Су-27.
"Кобра" - фигура высшего пилотажа, когда пилот резко задирает нос самолета вверх, не изменяя направление движения. При этом, происходит резкий сброс скорости. Других способов так резко снизить скорость движения самолета нет.
Появление таких истребителей, как Су-27, стало толчком для серьезных изменений и в процессе обучения пилотов. Пилоты признаются, что машина стала превосходить человека в возможностях. Это открыло новые варианты тактических решений и вывело саму школу пилотирования на новый уровень.
Летчик-испытатель Владимир Ильюшин, после первого полета на Су-27, заявил, что это тот самолет, ради которого стоило стать лётчиком.
Больше статей: Су-57 | "Rafale" | Ту-160 "Белый лебедь" | F-22 "Raptor" | F-35 "Lightning II" | F-15 "Eagle" | B-1B "Lancer" | Chengdu J-20
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!
До встречи на канале Military Clan!