Даркемен - совсем маленький городок населением меньше 4 тысяч, затерянный в глуши юго-востока Кёнигсбергской области. По глухоманности его можно сравнить разве что с Лаздененом (Краснознаменском), и это делает его крайне обаятельным и замкнутым на себя местечком. Фишка города - самая старая действующая гидроэлектростанция в России. Посмотрим, что ещё интересного есть здесь.
О других местах Кёнигсбергской области можно почитать здесь: Гердауэн (Железножорожный), Инстербург (Черняховск), Пиллау (Балтийск), Фридланд (Правдинск), Гумбиннен (Гусев), Тильзит (Советск), Тапиау (Гвардейск)
О курортах области здесь: Кранц (Зеленоградск), Куршская коса, Раушен (Светлогорск), Пальмникен (Янтарный), Нойкурен (Пионерский)
О столице региона: Кёнигсберг (Калининград). Часть 1, Кёнигсберг (Калининград). Часть 2, Кёнигсберг (Калининград). Часть 3
1. При Германии Даркемен имел приблизительно схожее население, а максимума оно достигло в 1990-е - более 6 тысяч. В последние годы люди массово уезжают отсюда на запад области (количество жителей сократилось на 40%), и это сейчас является главной местной проблемой. По ощущениям тут действительно как-то пустынно и тихо:
2. Городская доминанта - кирха Даркемена - расположена в стороне от традиционной рыночной площади. Храм был построен в 1836-1842 годах на месте своих предшественников.
3. Во Вторую Мировую войну кирха не пострадала и в советское время, как ни странно, вообще никак не использовалась, просто стояла, обнесённая забором.
4. За 76 лет, прошедших после окончания войны, кирха превратилась в руины, правда, существует вероятность её восстановления.
5. Когда-то на башне размещались часы.
6. В 1994 году у здания обрушилась крыша, а в 2012-м - шпиль на башне.
7. Даркемен впервые упоминается в документах в 1539 году как небольшая деревня. В 1709-1711 в Пруссии свирепствовала эпидемия чумы, земли обезлюдели, и король Фридрих Вильгельм І решил пригласить в эти места переселенцев из Европы по примеру Гумбиннена.
Уже в 1725-м Даркемен получил городские права и далее успешно развивался: несмотря на крохотный размер здесь были паровая мельница, пивоварня, текстильное и кожевенное производство, гарнизон, то есть всё необходимое. Замка же в Озёрске никогда не было.
8. Город сильно пострадал в Первую Мировую войну (было разрушено 90% зданий), так как долгое время находился близко к линии фронта и неоднократно переходил из рук в руки (русскими войсками в этом регионе командовал генерал Ренненкампф). Тут погибло много немцев и русских, и после окончания войны был поставлен красивый памятник. Надпись на русском и немецком гласит: «В память о воинах, погибших в годы Первой Мировой войны».
Здорово, что память об этой тяжёлой войне, незаслуженно вычеркнутой из истории большевиками, обретает новую жизнь в современной России.
9. Двигаясь к Площади, встретил местный стрит-арт:
10. Площадь довольно обширна для такого маленького города, здесь, как водится, сосредоточены все основные городские учреждения:
11. Красивое здание почты построено в 1897 году.
12. Северная и западная сторона бывшего Рынка:
13. Здесь выделяется это здание с ажурным фронтоном - дом Густава Корта с корчмой.
14. Восточная сторона площади имеет вполне европейский вид. Вообще должен заметить, что в Даркемене удивительно чисто и аккуратно для «медвежьего угла» области.
15. От города до границы с Польшей всего 8 километров по прямой, но тут нет пограничного перехода. Ближайший находится на шоссе Гумбиннен-Голдап.
Посмотрим прилегающие к площади улицы. Это Пограничная:
16. У Даркемена есть один довольно известный уроженец - это Густав Бауэр, занимавший высокую должность канцлера (главы правительства) в 1919-1920 годах.
Советская улица (Kirchen Straße), ведущая к кирхе, которую я уже показал:
17. Как я уже говорил в постах про Кёнигсберг, Восточная Пруссия обладала густой сетью железных дорог, от которой осталось дай бог 50% после войны.
Даркемен оказался в числе городов, которые полностью лишились железнодорожного сообщения, хотя ранее здесь пересекались две ветки Инстербург (Черняховск) - Голдап и Гумбиннен (Гусев) - Ангербург (Венгожево). Вокзал ныне является жилым домом на окраине города.
Улица Некрасова:
18.
19. Московская улица (Gumbinner Straße) прямо по кайфу:
20. Тут я точно понял, что мне в Даркемене нравится:
21.
22.
23. Во Вторую Мировую городок был взят Красной армией 23 января 1945 года, и что интересно после её окончания несколько месяцев находился под управлением Польши.
24. В озёрских дворах всё не так радужно, зато по-настоящему.
25. Атмосферу дополняет немецкий пожарный гидрант:
26. Далее я двинулся по Московской улице в сторону Анграпы, одной из крупных рек области, на которой также стоят российский Инстербург (Черняховск) и польский Ангербург (Венгожево).
27. Шикарный дом мельника (!!) Рихарда Вихерта (1921). Вот так должны жить честные труженики! Сейчас в усадьбе располагается городской музей с бесплатным посещением.
28. А вот, собственно, мельница (слева, 1898 год постройки), известная своей качественной мукой на всю Германию, и Озёрская ГЭС (1880), самая старая из работающих в России! Правда её мощность всего лишь 500 кВт.
Обожаю эту европейскую местечковость (в лучшем смысле!), когда даже в малом населённом пункте можно найти всё что нужно и не чувствовать себя «изгоем», «деревенщиной» и «провинцией».
29. Из-за плотины Анграпа разливается здесь довольно широко:
30. На мосту через реку из-под асфальта гордо проглядывает мостовая:
31. Благодаря гидроэлектростанции в Даркемене появилось первое в Восточной Пруссии электрическое городское освещение, а также был проведён телеграф.
32. Городская автостанция Даркемена тотально советская, но автобусы ходят первоклассные - практические новые немецкие Man и Mercedes (по крайней мере на маршрутах в Кён и Гумбиннен). Область каждый раз подтверждает, что здесь лучшая в России организация автобусных перевозок.
33. В отличие от железных дорог, все изображённые связи работают.
Даркемен удивил своей тишиной и аккуратностью, неожиданной для такого захолустного городка. Я давно хотел съездить в Озёрск из-за далёкого расположения (меня всегда манят такие места, где редко ступает нога массового туриста), но я бы даже посоветовал всем съездить сюда, чтобы почувствовать настоящий восточнопрусский колорит. Город очень мало изменился с довоенного времени.
А ещё можно почитать про Петербург: Дома Петербурга. Часть 1, Дома Петербурга. Часть 2, Церкви Петербурга. Часть 1, Церкви Петербурга. Часть 2, Петербургский трамвай, Виды Петербурга, Железнодорожный музей
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья и оставляйте комментарии: обратная связь очень важна для меня.