Кёнигсберг - главный город Восточной Пруссии. 1/3 её вместе со столицей вошла в состав России после завершения Второй Мировой войны, при этом южная часть (2/3) отошла Польше, образовав Варминьско-Мазурское воеводство, а Мемельланд (Клайпедский край) отошёл к Литве. Последующие почти 50 лет в Калининградской области и Калининграде, названных так в честь Михаила Калинина, главы Центрального исполнительного комитета, а позже председателя президиума Верховного совета (формального главы Советского государства), старательно стиралось всё немецкое: область была заселена переселенцами из Украины, Беларуси и России, уничтожались многие рядовые здания, памятники архитектуры, немцы были полностью выселены (хотя они вполне мирно уживались с колонизаторами), уничтожались железные дороги, менялась топонимика и так далее. При этом лично Калинин не имел совершенно никакого отношения к городу и области.
После долгожданного распада СССР область начала возрождаться, и сейчас она, конечно, сравнительно красивая и ухоженная. Многое оставшееся от немцев и пережившее советскую власть восстановлено, ещё большее количество объектов ждёт своего часа. Область не имеет сухопутной границы с остальной Россией, имея границу с Польшей и Литвой. Несмотря на печальный XX век, Кёнигсбергская область сейчас представляет собой уникальную смесь немецкой (восточно-прусской, европейской) эстетики, современной русской провинциальной парадоксальности и советской безликости, что делает эту местность непохожей ни на один регион России. В постах про Кёнигсберг пойдёт речь и о самом городе, и о Восточной Пруссии в целом.
О других местах Кёнигсбергской области можно почитать здесь: Гердауэн (Железножорожный), Инстербург (Черняховск), Пиллау (Балтийск), Фридланд (Правдинск), Гумбиннен (Гусев), Даркемен (Озёрск), Тапиау (Гвардейск), Тильзит (Советск)
О курортах области здесь: Кранц (Зеленоградск), Куршская коса, Раушен (Светлогорск), Пальмникен (Янтарный), Нойкурен (Пионерский)
О столице региона: Кёнигсберг (Калининград). Часть 2, Кёнигсберг (Калининград). Часть 3
1. В 2016 году я отправился в Кён на поезде, и это отдельная история. Кратчайший путь из Петербурга в Кёнигсберг по железной дороге, если смотреть по карте, через Псков, Ригу, Шяуляй и Тильзит. Вероятно, в советское время поезда так и ходили. Но так как Латвия и Литва теперь страны Евросоюза, то российский поезд с российскими гражданами им совершенно ни к чему. С другой стороны, РЖД должны обеспечивать сухопутную связь с Кёном, ведь это областной центр. В итоге пришли к следующему решению: поезд едет таким маршрутом, чтобы как можно меньше ехать через ЕС, то есть по пути Новосокольники - Витебск - Полоцк - Молодечно - Вильнюс - Каунас - Инстербург.
Для проезда в этом поезде не обязательно иметь открытую шенгенскую визу, так как у проводника оформляется специальная Транзитная виза, на которой также ставится штамп при прохождении границы. Подозреваю, что это включено в стоимость билета, вряд ли литовцы оказывают такую услугу бесплатно. Состав делает остановку в Вильнюсе, но по транзитной визе покинуть его нельзя.
Время в пути в 2016 году составляло около 24 часов (с 2019 года - 28 часов из-за ещё одного крюка до Новгорода), из которых 4 часа ты стоишь в закрытом душном вагоне на границах Беларусь-Литва и Литва-Россия, что крайне утомляет. К тому же в мне несказанно «повезло» - в моём купе был эвакуационный выход и из-за этого не было форточки. В общем, на самолёте добираться до Кёнигсберга удобнее - всего 1,5 часа, и стоит это не принципиально дороже.
На фото - короткая остановка на станции Батецкая.
2. Железная дорога пришла в Кёнигсберг в 1857 году, а вскоре после этого российские и немецкие железные дороги сомкнулись на приграничной станции Эйдткунен (Чернышевское), упоминавшейся в романе "Идиот". Но только Россия тогда была с другой стороны границы!
3. Долгое время в городе было несколько вокзалов, обслуживающих отдельные направления. Главный вокзал (теперь Южный) открыт лишь в 1929 году, но зато сохранился в оригинале. Лично мне очень нравится его архитектура - это межвоенный функционализм. Единственное, что советский герб кажется мне лишним.
Один из путей вокзала имеет европейскую колею - 1435 мм, и в лучшие времена отсюда ходили поезда в Гдыню и в Берлин.
Перед вокзалом стоит памятник Михаилу Калинину, и это огромная несправедливость, что город до сих пор официально называется в его честь.
4. Северный вокзал был открыт в том же 1929 году. Железная дорога к нему проходит по длинному тоннелю под площадью Победы (Hansa Platz), главной площадью Кёна. Вокзал расположен в самом центре города, тут проходят многие маршруты городского транспорта, так что очень удобно садиться здесь на электричку, например, к морю в Кранц. Такой тоннель под центром - фишка европейских городов, это говорит о высочайшем развитии градостроительства и технологий в Германии уже в 1920-х годах.
5. О железных дорогах Восточной Пруссии: кроме приведённой схемы довольно густой сети дорог с широкой колеёй, существовало ещё множество узкоколеек. Все узкоколейки и приблизительно 50% ширококолеек были уничтожены советской властью, а на оставшихся трафик очень скудный. Сейчас существуют: Кёнигсберг-Эйдткунен (Чернышевское), Кёнигсберг-Пиллау (Балтийск), Кёнигсберг-Кранц (Зеленоградск)-Раушен (Светлогорск), Кёнигсберг-Тильзит (Советск), Кёнигсберг-Хайлигенбайль (Мамоново), Кёнигсберг-Шромбеннен (Стрельня), Инстербург (Черняховск)-Тильзит, Инстербург-Гердауэн (Железнодорожный), причём более-менее активный трафик есть только на первых трёх.
6. На площади располагается Храм Христа Спасителя - новодельный монументальный собор, открытый в 2006 году. У меня всегда вызывали сомнение такие храмы, потому что они стоят очень дорого и строятся очень долго. На эти деньги можно было бы восстановить множество полуразрушенных кирх по всей области и в самом Кёнигсберге и открыть в них православные церкви.
7. Интерьер храма, надо признать, шикарный. Огромные колонны будто тянутся вверх (высота здания около 50 метров), а росписи потолка волшебны.
8. Панорама площади Победы. Кстати, центр Калининграда и центр Кёнигсберга располагаются в разных местах, но об этом позже.
Пока немного о Восточной Пруссии в целом. Название этого региона происходит от пруссов, балтского народа, населявшего бассейны рек Неман, Преголя и Висла. Пруссы были воинственными кочевниками и язычниками, часто нападали на соседей с целью наживы. В начале XIII века они напали на Польшу и натворили там много дел. Польский князь Конрад I Мазовецкий обратился за помощью к Тевтонскому рыцарскому ордену в борьбе с "нехристями". Итак, в 1230-х начался "крестовый поход" против пруссов, и история этой земли на 3 века оказалась связанной с крестоносцами. Их экспансия на восток на этом, конечно, не остановилась.
Первый город, основанный рыцарями в Пруссии - Бальга (1239), потом Кёнигсберг и Рагнит (1255) и так далее. XIII-XIV века - время расцвета Тевтонского ордена. Кстати, именно с этими рыцарями воевал наш Александр Невский (все же знают про Ледовое побоище). Активная колонизация заключалась в установлении немецкого языка и культуры, основании городов, крещении, так что к настоящему времени пруссов как отдельного народа не существует, они давно ассимилировались с немцами.
9. В XV веке ситуация в этом регионе начала меняться. Польша и Орден, изначально бывшие союзниками, рассорились из-за того, что тевтонцы имели виды и на польские земли. В 1410 году произошла известная Грюнвальдская битва, где против рыцарей выступило объединённое польско-литовско-русское войско. Орден проиграл, и следующие сто лет терял своё могущество. В 1525 году Великий Магистр Альбрехт, перешедший из католичества в только что появившееся лютеранство, провозгласил себя герцогом прусским и превратил Орден в светское государство со столицей в Кёнигсберге. Тевтонский орден существует и поныне, местом его пребывания является Вена.
В эту поездку я жил в неплохом, но очень удалённом отеле "Балтика", до которого ходит только один городской 37-й автобус, а таксисты едут с большой неохотой. Из-за этого мне приходились довольно рано возвращаться в Кён с выездов. Вид из окна моего номера:
10. Итак, Пруссия стала светским герцогством под протекторатом Польши, а Альбрехт I - одним из его величайших правителей. При нём был основан Кёнигсбергский университет, множество городов, развивалось образование, книгопечатание, торговля, в общем, мирная жизнь. В 1618 году маркграфство Бранденбург (столица - Берлин) и герцогство Пруссия объединились, так как управлялись двумя ветвями одного княжеского рода, и получили независимость от Польши, а в 1701 году всё это стало королевством Пруссия. В середине XVIII века в регион пришла Семилетняя война, несколько лет он управлялся Россией, пока император Пётр III не заключил мир и не отдал все завоевания. Это, на мой взгляд, пошло Пруссии только на пользу.
В нынешней Кёнигсбергской области многие объекты инфраструктуры сохранились с немецких времён как полезные (в отличие от "бесполезных" кирх), в том числе дороги, которые по сей день без ремонта несут свою службу, так как строились качественно. Германия и в XXI веке остаётся флагманом в строительстве дорог.
11. В современной Кёнигсбергской области всё немецкое в почёте. На площади Победы - отличный ресторан немецкой кухни "Хмель", в маркетинге - засилье немецкой лексики. Правда всё это с налётом русского сумбура и безвкусицы.
12. Ось Кёнигсбергской области - река Преголя (Прегель), которая начинается слиянием Анграпы (Ангерапп) и Инструча (Инстер) и впадает в Калининградский залив, именно на ней стоит Кёнигсберг. По течению она образует пойму до 4 километров в ширину с множеством рукавов, а в черте города её протоки образуют остров Кнайпхоф (остров Канта), по кадру справа. На фото видно, что здесь она уже петербургской Фонтанки. Другие города на ней - Велау (Знаменск) и Тапиау (Гвардейск).
У Преголи есть крупные притоки: Писса и Лава (Алле). Река Дейма (Дайме), на которой стоят города Тапиау (Гвардейск) и Лабиау (Полесск), вытекает из Преголи и впадает в Куршский залив. Это искусственный канал, прорытый в 1395 году, несущий свои воды из Преголи в Куршский залив и сейчас уже потерявший своё экономическое значение. Неман (Мемель) и его приток Шешупа тоже несут свои воды в Куршский залив и являются пограничными реками.
13. Вид на остров Кнайпхоф (остров Канта), который был чрезвычайно плотно застроенным центром города, но после Второй мировой войны советские власти не стали восстанавливать здания на нём и разбили здесь парк. В парке есть какие-то спортивные площадки, малые архитектурные формы, но в целом он довольно неинтересный. Однако, великолепный Домский собор сохранился, и это самая ценная достопримечательность города.
14. Продолжу о истории Пруссии. Итак, королевство избежало капитуляции в войне с Россией ("Великое прусское чудо"), а уже в конце века приобрело огромные территории при разделах Польши (1772,1793,1795), своего давнего соперника. Приобретения включали в себя такие крупные города как Данциг (Гданьск), Бромберг (Быдгощ), Торн (Торунь), Варшава, Познань. Пруссия становилась очень богатой и развитой страной, одним из главных государств Европы, так что именно вокруг неё произошло объединение Германии 18 января 1871 года, которая много веков представляла собой множество больших и малых княжеств и королевств (кстати, было ещё второе объединение Германии в 1990 году). Это было достигнуто во многом благодаря Отто фон Бисмарку, "железному канцлеру", путём нескольких войн и множества жёстких решений. В честь великого канцлера по всей Германии возводили Башни Бисмарка, монументы из камней, два из которых сохранились и в Кёнигсбергской области.
15. Кафедральный собор города был заложен в 1333 году, а закончен в 1380. Это классический пример средневековой кирпичной готики. Во время Реформации собор стал лютеранским, в 1553 году к нему пристроена башня, в 1640 году на этой башне появились часы, а в 1695 году в соборе был установлен орган. Рядом с ним герцогом Альбрехтом был основан Кёнигсбергский университет "Альбертина" (нынешний БФУ имени Канта с ним никак не связан). В этом месте - сердце Восточной Пруссии.
16. Во время Второй мировой Кёнигсберг подвергался массированным бомбардировкам, и собор был сильно повреждён. Остров Кнайпхоф был очищен от руин, но на собор у советской власти не поднялись руки. При этом им никто не занимался, и руины так и стояли неприкаянные до 1990-х годов. В 1992 году началась длительная реставрация, в которой поучаствовали и немцы, и Владимир Путин с Германом Грефом (внутри даже есть благодарственная доска), и частные инвесторы. И теперь это чудо, к счастью, в отличном состоянии.
17. На башню собора можно подняться (вход стоил, по-моему, 200 рублей), и оттуда открывается такой вид:
18. Убранство собора частично восстановлено (однако никакие церковные службы тут не ведутся). Также установлен один из лучших в мире органов. Мне страшно повезло, что буквально через 10 минут после того, как я зашёл в собор, должен был начаться концерт, и я, конечно, остался послушать музыку. Кёнигсберг является органной столицей России, здесь работает лучший русский органист Артём Хачатуров, а в этот раз была чудесная немецкая классика XVII-XVIII веков.
19. Также внутри собора есть мемориальная доска, посвящённая известным выпускникам университета Альбертина. Но на ней почему-то не упомянут Эрнст Теодор Амадей Гофман, немецкий писатель, автор сказки "Щелкунчик и Мышиный Король". А вы многих из упомянутых джентльменов знаете?
20. Восстановлены совершенно великолепные витражи.
21.
22.
23.
24.
25. В соборе сохранились остатки Валленродской библиотеки, одного из величайших книжных собраний Германии, варварски разграбленного в 1945 году.
26. Также здесь есть нумизматический музей.
27. И, конечно, бюст Иммануила Канта, величайшего европейского философа и самого известного горожанина Кёнигсберга. Я не очень люблю философию, но отдаю должное классику. Он похоронен у стен собора, и советская власть могилу не тронула.
28. Рядом с собором памятник герцогу Альбрехту, по сути, основателю Пруссии. Он был последним магистром Тевтонского ордена, который сам и сделал его светским государством (пока) под протекторатом Польши. Это случилось 8 апреля 1525 года в Кракове. Альбрехт прожил длинную по тем временам жизнь (1490-1568, 78 лет) и заложил основы культурного и экономического процветания Пруссии и Германии, в том числе основал Кёнигсбергский университет, называвшийся в его честь.
29. Напоследок ещё один вид собора – и я двинулся дальше.
30. На Октябрьской улице (Linden Strasse, Weidendamm) находится «Рыбная деревня» - новодельный квартал застройки в немецком стиле, построенный в 2006-2010 годах и ставший одной из визитных карточек Кёнигсберга.
31. Несмотря на то, что это не историческая застройка, я нахожу «Рыбную деревню» симпатичной.
32. Вид со смотровой площадки на остров Кнайпхоф с Домским собором.
33. Немного о мостах Кёнигсберга. Лавочный (Krämerbrücke, 1286 года постройки) и Зелёный мост (Grünebrücke, 1322) разрушены в 1972 году в связи со строительством Эстакадного моста, нависающего на островом Кнайпхоф (официальное название - остров Канта). Рабочий мост (Köttelbrücke, 1377) и Кузнечный мост (Schmiedebrücke, 1397) разрушены во Вторую мировую войну и не восстанавливались. Деревянный (Holzbrücke, 1404), Высокий (Hohebrücke, 1938) и Медовый (Honigbrücke) мосты сохранились в оригинале. Юбилейный мост построен на опорах Императорского (Kaiserbrücke). Также в Кёнигсберге есть Второй эстакадный мост, Берлинский мост, Двухъярусный мост (автомобильно-железнодорожный). /Схема отсюда/
34. Также с Кёнигсбергом связана знаменитая старинная Задача о семи мостах, давшая начало теории графов. Формулировалась она так: нужно пройти по всем мостам через Преголю, не проходя ни по одному из них дважды. Задача была решена великим математиком Леонардом Эйлером в 1736 году. Иллюстрация отсюда.
35. Фото пешеходного Медового моста с разводными механизмами. Когда-то на Преголе было оживлённое судоходство.
36. Гуляя по историческому центру (в основном, не сохранившемуся и застроенном пятиэтажками), я встретил Кирху Святого семейства. Она была построена в 1904-1907 годах по проекту одного из самых известных архитекторов Восточной Пруссии Фридриха Хайтмана в неоготическом стиле. Спасло её то, что в 1980 году в ней решили устроить областную филармонию и в этой связи произвели полную реконструкцию. За вход невозбранно берут 50 рублей, но она того стоит.
Кирха находится на улице Богдана Хмельницкого (Oberhaberberg Strasse) в историческом районе Хаберберг.
37. Как ни странно, она была католической, а не лютеранской. И какие же крутые у неё часы!
38. Интерьер, видимо, восстановлен близко к оригиналу.
39. Другая примечательная кирха Кёна - Кройцкирхе 1933 года в стиле модерн. Находится на улице Генерала Павлова (Amsel Weg) в историческом районе Ломзе.
40. Дальше я покажу несколько видов Кёнигсберга в хаотичном порядке. Неплохо благоустроенная набережная Адмирала Трибуца:
41. Московский проспект (составленный из Oberlaak, Unterlaak, Altstadt Lang Gasse, Sackheim Strasse и Tapiauer Strasse) - самая длинная улица города. Это оживлённая автомагистраль с необычайно низким количеством общественного транспорта и его неудобной логистикой.
42. Дом Советов, недостроенный рядом (не на месте!) варварски снесённого Королевского замка. Замок пострадал во время бомбардировок Кёнигсберга в 1944 году, но его руины были вполне восстановимы (руины Кафедрального собора восстановили же). Однако в 1967 году несмотря на протесты горожан замок полностью сровняли с землёй по указанию Николая Коновалова, председателя областного комитета КПСС и Герострата нашего времени. Про Кёнигсбергский замок расскажу подробнее в следующей части, а что касается Дома Советов (в котором должны были разместиться партийные учреждения), то его строили 20 лет и почти завершили, но настали 1990-е, и стройка остановилась. С тех пор он пустует и "радует" жителей города своей бессмысленностью. Эта история, надеюсь, послужит уроком всему человечеству.
В 2019 году Калининградская область выкупила здание у собственника и собралась что-то делать с этим сооружением.
43. Вид Нижнего пруда (Schloßteich, Замковый) и домов на Пролетарской улице (Mitteltragheim, Burg Strasse, Munz Strasse). Кстати, сетка улиц Кёнигсберга более-менее сохранена и поныне. Нумерация домов тоже необычная: один номер соответствует одной парадной, а не дому целиком. То есть один дом как сооружение включает себя несколько формальных домов по нумерации.
44. Вид на Нижний пруд в северную сторону. Это самый центр старого Кёнигсберга, район Альтштадт, и видно, что он был полностью разрушен. Сейчас в этом районе парки и советские панельные дома.
45. На этом я заканчиваю первый пост о Кёнигсберге. Во второй части будет рассказ о транспорте, музеях, истории города и других его достопримечательностях.
Топонимика Кёнигсберга полностью заменена на советскую, военную и традиционную, но и современные названия некоторых улиц прямо очень радуют.