Найти тему
zoom-spb

Фридланд (Правдинск)

Фридланд - маленький город с населением 4 тысячи человек в 55 километрах к юго-западу от Кёнигсберга. Я ехал сюда с некоторой неохотой и предубеждением, потому что малые города в России обычно очень неухоженные. Но Правдинск - обратный пример. Здесь отличный благоустроенный центр, огромная для такого населённого пункта кирха, тоже находящаяся в хорошем состоянии, а также общая атмосфера благоприятной сонливости, свойственная таким же небольшим европейским городам. Фридланд незаслуженно остаётся в тени более раскрученных Тильзита или Раушена, но погружение в настоящую Восточную Пруссию можно совершить именно здесь. Город практически не изменился с 1945 года, так что мой вердикт: это обязательная программа.

О других местах Кёнигсбергской области можно почитать здесь: Гердауэн (Железножорожный)Инстербург (Черняховск)Пиллау (Балтийск), Тильзит (Советск)Гумбиннен (Гусев)Даркемен (Озёрск)Тапиау (Гвардейск)

О курортах области здесь: Кранц (Зеленоградск)Куршская косаРаушен (Светлогорск), Пальмникен (Янтарный), Нойкурен (Пионерский)

О столице региона: Кёнигсберг (Калининград). Часть 1Кёнигсберг (Калининград). Часть 2Кёнигсберг (Калининград). Часть 3

1. По дороге в Фридланд я наблюдал типичный восточно-прусский пейзаж, это была без преувеличения "житница" Германии.

2. А по рапсовому полю так и хочется пробежаться. Рапс не особенно ценен как культура (применяется лишь для производства масла и корма для скота), но в период цветения уж очень красив.

-2

3. По пути я проехал посёлок Каштаново (Альменхаузен), где у дороги стоит руинированная кирха - памятник русской деструктивности. А таких кирх по всей области больше сотни... Важно, что большая часть из них не получили никаких повреждений во время Второй Мировой.

-3

4. В Кёнигсбергской области, как ни странно, ведётся добыча нефти на суше с помощью небольших качалок. Гугл сообщает, что разведанные запасы области составляют 56 миллионов тонн, что звучит грандиозно. В других нефтеносных регионах России я не был, так что для меня это необычно.

-4

5. Автостанция Фридланда (название в переводе с немецкого означает "мирная земля") находится на небольшой площади неподалёку от реки Лава (польское название Лына, немецкое - Алле), оттуда я сразу пошёл в центр города по Набережной улице, переходящей в улицу Черняховского, на которой вот такой вид.

-5

6. На этой же улице утопают в зелени остатки Фридландской крепости, основанной в 1312 году великим магистром Конрадом фон Триром, что делает его одним из самых старых городов области. В 1347 году, правда, он был разрушен литовцами, но после возвращения под контроль Ордена был восстановлен и улучшен. Я не нашёл его изображений, но он имел несколько башен и несколько ворот, снесённых в XVIII-XIX веках, когда замок перестал иметь оборонительное значение. Тоже пример неоправданных разрушений, хотя педантичные немцы наверняка хотя бы нашли этим материалам достойное применение.

-6

7. Далее из-за очень компактного размера города я попадаю в сразу самый центр - безымянную площадь, ограниченную улицами Черняховского, Школьной, Красноармейской и Торговой. Благоустройство на очень хорошем уровне.

-7

8. Главная достопримечательность Фридланда - Георгиевская церковь. Это здание действительно производит впечатление (с учётом, повторюсь, малых размеров города как при немцах, так и при русских).

Кирха была заложена в 1313 году, и я так понимаю, что старше неё только Юдиттен-кирха в Кёнигсберге (1281), по крайней мере, из ныне существующих хотя бы в руинах. Изначально она была деревянной, а строительство каменного здания было начато в 1360-х. К началу XVI века кирха приобрела примерно нынешний вид. Она 500 лет стоит без изменений!

Высота массивной башни кирхи - 60 метров, и фото не передаёт то, какой огромной она кажется вблизи. Как водится, в войну она не пострадала, но и её всё равно постигла печальная участь - складское помещение... В 1990-е кирха была передана РПЦ, в её последующем восстановлении участвовали все: и Церковь, и горожане, и немецкие энтузиасты (спасибо госпоже Урсуле Клуге).

-8

9. Интерьер впечатляет не менее сильно. Отличное цветовое решение, готические своды, массивные столбы-колонны. Это прекрасно.

-9

10. К сожалению, смотровая площадка на башне была закрыта в этот день - что ж, это повод приехать ещё.

Вид башни сзади.

-10

11. А на этом кадре со Столярного переулка хорошо видна апсида храма. Ещё раз спасибо всем, кто участвовал в восстановлении этого чуда.

-11

12. Часть Фридланда, ограниченная Столярной улицей, прудом, Мостовой улицей и улицей Багратиона - старейшая часть города, хотя не берусь судить о возрасте домов.

-12

13. В этом месте совершенно непередаваемая атмосфера в летний полдень. Шарм Фридланда - в его уютности и компактности, а так как это центр довольно крупного района, в городе есть всё необходимое и, возможно, даже какая-то работа. На заднем плане - Мельничный пруд.

-13

14. На территории Правдинского района (формально городского округа) находится целых 4 бывших города, деградировавших до посёлков: Алленбург/Дружба, Домнау/Домново, Норденбург/Крылово, Гердауэн/Железнодорожный, а также 134 навсегда исчезнувших посёлка. Вот что особенно сильно изменилось в этой местности с 1945 года...

-14

15. На всяких заброшенных высотных сооружениях Кёнигсбергской области теперь гнездятся аисты.

-15

16. Также в честь Фридланда названы одни из городских ворот Кёнигсберга - Фридландские. По прямому назначению они не служат, зато в них располагается неплохой музей, про который я расскажу позже в постах про Кёнигсберг. А пока - вид на Калининградскую улицу.

-16

17. Великолепная кирха видна из каждой точки города.

-17

18. Далее я подошёл к главной площади города, традиционной немецкой Марктплац, где происходила вся общественная жизнь Фридланда. И площадь эта тоже крайне мила. Кстати, в лесах старинный дом, где останавливался Наполеон.

-18

19. Второй главный вид Фридланда.

-19

20. Немного другой ракурс. Как видно, дома на площади в отменном состоянии.

-20

21. Теперь покажу некоторые дома на площади более детально. В основном, в них располагаются различные общественные учреждения. Эти два - по улице Багратиона, то есть ближе к реке.

-21

22. А эти два - по Торговой улице.

-22

23. Кузнечный переулок, он спускается к реке.

-23

24. Торговая улица, площадь впереди. Кстати, здание справа - это, должно быть, межвоенный функционализм.

-24

25. Старый дом, пристроенный к стене бывшего замка. Думаю, Фридланд привели в порядок как раз к 700-летию.

-25

26. Главный перекрёсток города: справа и сзади - площадь, налево - улица Кутузова, прямо - кирха. За исключением площади везде совершенно пустынно.

-26

27. Улица Кутузова - самая протяжённая улица Фридланда, она ведёт к бывшему вокзалу и гидроэлектростанции, которые располагаются на дальней окраине. Параллельно ей идёт Комсомольская улица, а между ними узкий и длинный район вилл. По кайфу просто прогуляться здесь.

Кутузов и Багратион появляются в топонимике не случайно. В 1807 году недалеко отсюда произошло Фридландское сражение между французской армией под командованием Наполеона и русской армией Беннигсена.

В 1805-1806 годах французский император воевал в Германии, и добился больших успехов. После победы в битве под Аустерлицем он двинулся дальше на Восток и вторгся в Пруссию. Россия решила направить ей на помощь свою армию.

Зимой 1806-1807 годов между армиями произошли кровопролитные сражения при Пултуске, Прёйсиш-Эйлау, Хайльсберге, но ни одна из них не добилась поставленных целей. После этого Наполеон, изменив направление удара, двинул войска лишь на время сдержавший Наполеона.

-27

28. В Париже есть Авеню де Фридланд, названная в честь этой битвы (есть, в свою очередь, и Рю де Тильзит в честь Тильзитского мира).

-28

29. Вилла Майер, которая теперь почта.

-29

30. Атмосферный Почтовый переулок.

-30

31. Вид в сторону бывшего вокзала. Улица Кутузова раньше называлась Банхоф штрассе - "Вокзальная". Фридланд был связан железнодорожным сообщением с Кёнигсбергом, Велау (Знаменском), Гердауэном (Железнодорожным). После войны железные дороги, проходившие здесь, разобрали как "ненужные", а в вокзал сейчас является жилым домом (хотя как это вообще возможно).

-31

32. Вид в сторону центра. Вдали видна администрация. В городе была какая-то промышленность, например, газовый завод или моторный завод.

-32

33. Это здание с колоколом и часами напоминает ратушу, но это городской госпиталь, куда свозили раненых после сражения. И он упоминается в романе "Война и мир"! Теперь в нём детский сад.

-33

34. Здание тюрьмы, а теперь Центр социальной помощи. И бюст фельдмаршала Кутузова.

-34

35. Вилла Лессинг.

-35

36. Остатки предыдущей эпохи: рельсы...

-36

37. ...и пожарный гидрант.

-37

38. Вскоре я повернул назад, немного не дойдя до бывшего железнодорожного вокзала и ГЭС. Пока я ждал свой бас на автостанции, сходил к мосту через реку. Алле-Лына-Лава течёт из Мазурских озёр в Преголю. На ней стоят города Ольштын - столица Варминьско-Мазурского воеводства Польши, Добре Място, Лидзбарк Варминьский, Бартошице, Семпополь, Фридланд, Дружба (Алленбург), Знаменск (Велау). Река довольна длинная - 289 километров.

-38

39. В конце про дороги: в Кёнигсбергской области немцами повсюду высаживались деревья вдоль дорог. В наши дни они нещадно вырубаются (по причине частых аварий), но много где эта уникальное явление сохранилось, и мне кажется, что это очень красиво.

Что касается Фридланда, то я не буду повторяться и скажу лишь, что в этот небольшой "пряничный" город с отлично сохранившейся застройкой и невероятной готической церковью обязательно надо съездить всем. Я был счастлив побывать там, и мой изначальный скепсис оказался полностью опровержен, этот город лучше многих в области.

-39