Немногие города Кёнигсбергской области сохранили более-менее цельную городскую среду: в советское время немецкие здания либо растащили на кирпичи для строительства новых домов, либо использовали в качестве складов и спортзалов, либо оставили бесхозными. К настоящему времени из 33 городов, существовавших на территории нынешней Калининградской области в 1939 году, 11 деградировали до посёлков сельского типа (33%!!!), а один вовсе исчез (это Ширвиндт/Кутузово), при этом появился лишь один новый город - Светлый (Циммербуде). Гердауэн входит в этот печальный список.
Несмотря на то, что город стал по сути селом, здесь отлично (относительно других городов региона, конечно) сохранилась городская среда с жилыми и административными зданиями, улицами, рыночной площадью. Именно так как Гердауэн выглядели малые города Пруссии, посмотрим, что здесь сохранилось интересного. Поехали!
О других местах Кёнигсбергской области можно почитать здесь: Тильзит (Советск), Инстербург (Черняховск), Пиллау (Балтийск), Фридланд (Правдинск), Гумбиннен (Гусев), Даркемен (Озёрск), Тапиау (Гвардейск)
О курортах области здесь: Кранц (Зеленоградск), Куршская коса, Раушен (Светлогорск), Пальмникен (Янтарный), Нойкурен (Пионерский)
О столице региона: Кёнигсберг (Калининград). Часть 1, Кёнигсберг (Калининград). Часть 2, Кёнигсберг (Калининград). Часть 3
1. О транспорте до Гердауэна речи лучше не заводить: всё настолько плохо, насколько это вообще возможно в Кёнигсбергской области, где вообще-то с этим делом всё в порядке. Несмотря на реставрацию зданий в центре города (посёлком его как-то не поворачивается язык назвать) и вроде бы превращение его в туристический центр он остаётся одним из самых захолустных уголков региона.
Ехать сюда на басе целых два часа, а то и больше с учётом заезда в другие пункты, причём наиболее удобный по времени утренний рейс - самый тягомотный и дорогой. В течение дня рейсов не очень много.
Городская площадь, на которую прибывает бас, встречает таким видом.
2. С железной дорогой, на наличие которой как бы намекает официальное название города, тоже всё странно. Здесь проходит линия из Инстербурга (Черняховска) в Польшу, открытая в 1872 году, Гердауэн является пограничной станцией на ней, она поддерживается в рабочем состоянии и имеет две колеи: европейскую (1435 мм) и русскую (1524 мм). Но с 2009 года здесь отсутствует пассажирское сообщение (хотя сейчас можно было бы его и восстановить! Ведь власти же решили делать из Гердауэна туристический центр), а грузового движения, насколько я смог нагуглить, фактически тоже нет. Одним словом, поезда тут не ходят.
3. Гердауэн - один из самых древних городов Восточной Пруссии. Ещё в 1251 году прусская крепость Гердаво была захвачена немецкими рыцарями и сразу стала центром комтурства (административно-территориальная единица Тевтонского ордена). В 1257 году в документах упоминается и первым комтур Гердауэна Герникус де Альфред.
Однако пруссы отнюдь не были миролюбивым народом и устроили несколько крупных восстаний против Ордена. Во время Второго прусского восстания крепость была занята мятежниками и уничтожена.
Площадь выглядит совершенно по-европейски:
4. Однако упрямые рыцари в виду гораздо более высокого технологического развития победили не менее упрямых пруссов, и в 1315-1325 годах по новом комтуре Йоханнесе фон Виннунгене был построен уже капитальный каменный замок. К нему прилагались мельница с запрудой на реке Омет (ныне Железнодорожная), а также замковая церковь.
Вообще пруссы - крайне широкое понятие: это был союз множества племён, таких как надрувы, самбы, барты, вармы, натанги, курши, которые иногда сильно отличались друг от друга. О них осталось мало сведений (в основном от рыцарей, воевавших с ними), и они полностью ассимилировались с немцами, оставив лишь многочисленные следы в топонимике.
5. В 1398 году Гердауэн получил городские права, и вскоре здесь открылся доминиканский монастырь, школа (1409), а также были построены городские укрепления.
Однако вскоре здесь произошло странное событие - в 1469 году город был передан (или продан) за какие-то заслуги в наследственное владение некоему Георгу фон Шлибену. Шлибены владели городом до 1809 года, и за это время произошло много всяческих бед: разорение поляками (1485), пожары (1585, 1637, 1665), опустошительная эпидемия чумы (1709-1711).
6. После выкупа городка государством он получил необходимое развитие и стал обыкновенным благополучным малым городом Восточной Пруссии. Стоит ли говорить, что здесь были стандартные ратуша, почтамт, больница, дом престарелых, машиностроительная фабрика, пивоварня, лесопилка, газета, два отеля и так далее?
В Первую Мировую Гердауэн, как и весь восток нынешней Кёнигсбергской области, сильно пострадал, так как находился в зоне активных боёв.
В 1939 году здесь проживало более 5 тысяч человек, в наши дни - всего 2,5.
7. За площадью находится тот самый квартал прянично отреставрированных домов, а конце этой улицы - Гердауэнская кирха. Углубимся туда:
8. Пусть возраст домов - максимум 200 лет, но это всё равно сильно напоминает Средневековье. Атмосфера потрясающая.
9. Гердауэн был занят советскими войсками 27 января 1945 года, и после присоединения области к СССР получил статус посёлка городского типа и райцентра, в котором оставался до 1963 года.
10. Хотели бы жить в таком доме?
11. «Удобное» расписание автобусов вынудило меня оббежать городок за 40 минут, так что я не успел чекнуть его южную часть близ вокзала. Что ж, это повод приехать снова!
12. Тем не менее, пока от ремонта домов особой выгоды нет: массовый турист всё ещё не жалует Гердауэн своим вниманием, а в самом городе очень тяжело жить, нет работы, молодёжь повально уезжает в областной центр.
Подробнее тема раскрыта на Новом Калининграде:
О признании Железнодорожного селом
Об «оживлении» города и общей атмосфере
Вроде как, Калининградская железная дорога хочет запустить в Гердауэн поезд по выходным!
13. Соседняя улица без асфальта и с заброшкой смотрится ещё более атмосферно:
14.
15.
16. А вот Гердауэская кирха, мило соседствующая с детской площадкой и бельём - это настоящая древность, она была построена в 1345 году. В Первую Мировую в неё попал снаряд (почти сразу здание восстановили), а во Вторую Мировую она не пострадала. И тем не менее, сейчас кирха удручающем руинированном состоянии, её внутреннее пространство заросло кустами, а крыша провалилась. Но всё равно она остаётся доминантой города.
17. Надеюсь, порыв властей области по поводу Гердауэна не утихнет, и они восстановят кирху, которой без малого 676 лет.
18. Её видно с любой точки города:
19. Все дворы Гердауэна симпатичные и атмосферные:
20.
21. Далее я двинулся к озеру:
22. Кирха возвышается над городом всё ещё величественными руинами. Только бы успели провести реставрацию до того, как она разрушится!
23. Набережная с древней «Ауди» - я будто в 90-х. Кстати, было бы очень интересно попасть в Кёнигсбергскую область где-нибудь в начале того десятилетия, чтобы сполна прочувствовать дух полной свободы и дух разрухи после советского периода, когда всё, что осталось от немцев, стояло в руинах или с облупившейся штукатуркой.
24. А вот и речка Омет (Железнодорожная) с немецкой хозяйственной постройкой:
25. Сейчас там неплохой на вид рестик.
26. Омет сама по себе совсем мелкая (кадр сделан с плотины):
27. А вот пруд разливается широко:
28. С берега пруда открывается отличный вид на Гердауэн:
29. Рядом с плотиной находится мельница, никак не используемая уже 75 лет. Это здание 1909 года постройки, но млын был здесь с XIV века.
30. И тут же рядом с мельницей находится Замковая гора с исчезнувшим замком. Поднимаюсь по крутой старинной лестнице:
31. Как я уже говорил, замок был построен в 1315-1325 годах, но от него по сути ничего не осталось. В нём долгое время никто не жил. В середине XIX века комплекс был продан семье фон Ромбергов, которые зачем-то снесли все средневековые строения и возвели обыкновенную усадьбу на их фундаментах. В 1882 году имение приобрёл некий Альфред фон Янсон, семья которого владела им до 1945 года.
После войны замок, не пострадавший от боевых действий, был почти полностью разобран. В хозяйственных строениях была устроена ветеринарная лечебница, с концом СССР покинутая. По итогу от замка сохранились готические ворота (на фото) и невыразительные кирпичные руины.
32. Сейчас тут неблагоустроенный парк.
33. Перед войной замок выглядел так (с сайта Prussia39.ru):
34. Честно говоря, я давно мечтал побывать в Гердауэне, так что мне было там очень по кайфу, несмотря на все неудобства и всего 40 минут времени.
Пивзаводовская улица, переходящая в дорогу на Алленбург (Дружбу) и Велау (Знаменск).
35. Гердауэн издавна славился пивоварением. Местное пенное было очень вкусным и при этом недорогим, также производились разнообразные сидры и лимонады.
36. Что самое странное, эта традиция продолжилась и при советах! Завод исправно функционировал ещё 45 лет, пока не развалился в 90-е. Я вообще не любитель пива, но как же хотелось бы попробовать гердауэнское!
Это и предыдущее фото отсюда.
37. На Пивзаводской на возвышении стоит красивая Петропавловская церковь (2010).
38. Время уже поджимало, и я двинулся обратно на площадь к автостанции.
39. Здесь осталось действительно много старых немецких домов.
40. Уезжать отсюда совсем не хотелось, надеюсь, удастся вернуться в такой же тёплый солнечный день.
41. Отдельно отмечу гердауэнские двери. При наличии времени можно насобирать целую коллекцию.
В общем, друзья, при посещении Кёнигсбергской области необходимо посетить Гердауэн. Понятно, что большинство едет в этот регион, чтобы побывать на море и посмотреть столицу, в лучшем случае, съездить на Куршскую косу. Но чтобы окунуться в настоящую довоенную Пруссию, нужно ехать сюда. Уверен, вы не пожалеете, а кроме показанного мной в этой статье в этом городе есть ещё несколько интересных локаций. Дерзайте и не обращайте внимание на расположение!
Пока ряд статей о Кёнигсбергской области прерывается, благо что их написано 16 штук, и в следующих материалах перенесёмся в солнечный (и не очень) Крым.
Будет здорово, если вы поставите мне лайк (разумеется в том случае, что вам понравилось) или напишете комментарий, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше. Мир всем!