В первом посте про великий город Кёнигсберг я рассказал о истории Восточной Пруссии в целом, сейчас же речь пойдёт о истории самого города, его устройстве, транспорте и музеях вперемешку с сумбурным набором видов Кёна и его отдельных зданий. Этот город кажется совершенно неохватным, как Петербург или Москва, хотя и меньше их в несколько раз, в следствие чего непросто составить структурированный рассказ о нём, но я всё-таки постараюсь.
О других местах Кёнигсбергской области можно почитать здесь: Гердауэн (Железножорожный), Инстербург (Черняховск), Пиллау (Балтийск), Фридланд (Правдинск), Гумбиннен (Гусев), Даркемен (Озёрск), Тапиау (Гвардейск), Тильзит (Советск)
О курортах области здесь: Кранц (Зеленоградск), Куршская коса, Раушен (Светлогорск), Пальмникен (Янтарный), Нойкурен (Пионерский)
О столице региона: Кёнигсберг (Калининград). Часть 1, Кёнигсберг (Калининград). Часть 3
1. Итак, начнём с транспорта. В 2017 году я впервые добирался до Кёнигсберга самолётом, и полёт оказался невероятно комфортным и удобным: всего чуть больше часа - и ты за 800 км от Петербурга. Обычный (то есть не льготный) билет "Аэрофлота" стоил вполне демократичные 3500 рублей (сейчас, правда, туда летает "Победа"). Самолёт приземлился в аэропорту "Храброво", который изначально был лишь военным аэродромом, а функции пассажирского выполнял "Девау", один из первых пассажирских аэропортов мира, расположенный на окраине Кёнигсберга. Сюда прилетали, например, Сергей Есенин и Владимир Маяковский. При СССР "Девау" стал терять своё значение, и функции "воздушной гавани" перешли к "Храброво". Я думаю, что это произошло из-за близости к городу. Сейчас "Девау", по сути, является площадкой для массовых мероприятий, а в "Храброво" открылся новый пассажирский терминал к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Из аэропорта ходит маршрутка до автовокзала.
2. Общественный транспорт Кёнигсберга представлен также уникальным для России трамваем. Во-первых, это самая старая трамвайная система на территории современной России - она была открыта в 1895 году. Для сравнения в Москве трамвай появился в 1899, а в Петербурге в 1907. Во-вторых, ширина колеи в системе - 1000 мм вместо обычных 1524 мм, такая есть, например, в Пятигорске. Трамвай на улице Черняховского (Wrangel Strasse):
3. Сейчас трамвай, как и везде в России, переживает полный упадок. При немцах в 1939 году было пятнадцать маршрутов, при советской власти и в 1990-е - приемлемые десять маршрутов. В 2000-е трамвай был варварски урезан до единственного оставшегося маршрута №5. Основа трамвайного парка - старенькие чешские Tatra KT4. На Фестивальной аллее:
4. Вид из окна трамвая на линию по Ленинскому проспекту:
5. На улице Шевченко (Post Strasse):
6. Небольшая кёнигсбергская троллейбусная сеть, состоявшая из одной линии, была уничтожена во Вторую Мировую войну (троллейбусной столицей Восточной Пруссии был Инстербург), а вновь была открыта в 1975 году. Машины, в основном, произведены на минском заводе "БКМ". Действует три маршрута.
Также считаю важным отметить, что 99,99% автомобилей в городе и области - иномарки, российских - считанные единицы, что несомненно считаю большим плюсом для жителей. Это обусловлено географическим расположением региона.
7. Теперь к истории. Замок Кёнигсберг был основан в 1255 году на месте прусского городища Твангсте чешским королём Оттокаром II и магистром тевтонского ордена фон Остерном. Причём тут, казалось бы, чешский король? Оттокар II был одним из могущественных монархов своего времени и участвовал вместе со своей армией во многих военных конфликтах по всей Европе. В Пруссию он отправился как бы в "крестовый поход против язычников" по приглашению Папы Римского.
Собственно Кёнигсбергом назывался именно замок, почти сразу после основания отстроенный в камне. Его окружали три де-юре отдельных города Альтштадт (получил городские права в 1286 году), занимавший территорию около замка на правом берегу реки Преголи, Кнайпхоф (1327), занимавший весь нынешний остров Канта, и Лёбенихт (1300), восточнее Альтштадта. Эти три города, а также присоединившиеся к ним районы Форштадт (левый берег Преголи), Ломзе (ныне остров Октябрьский), Хабергберг (южнее Форштадта) и Ластади (портовый район западнее Кнайпхофа) образовали юридически единый город Кёнигсберг в 1724 году.
На кадре видны Кафедральный собор на Кнайпхофе и Дом Советов в Альтштадте. К сожалению, вышеназванные исторические районы, составлявшие ядро Кёнигсберга, полностью исчезли навсегда.
8. Судя по всему, навсегда исчез и великолепный Кёнигсбергский замок. Он всегда занимал важное место в жизни всего города. Замок с 1309 года служил резиденцией Великого магистра Тевтонского ордена (то есть главы орденского теократического государства), а позже короля, здесь подписывались международные договоры и принимались делегации (в том числе знаменитое Великое посольство Петра I), здесь происходили коронации Фридриха I, первого прусского короля, и Вильгельма I, первого немецкого императора, здесь находился Прусский музей в зале Московитов, Государственный архив Восточной Пруссии, Верховный суд, библиотека. В 1967 году, как я уже рассказывал в предыдущей части, по указу первого секретаря областного комитета КПСС Николая Коновалова руины замка были взорваны, что исключило возможность его восстановления по примеру Кафедрального собора. На фото (отсюда) видна Замковая башня высотой 85 метров, самое высокое сооружение города. Больше старинных фото замка - здесь.
9. Тут же приведу вид на парк у Нижнего (Замкового) пруда:
10. Старый герб Кёнигсберга, где представлены гербы трёх городов-основателей: слева направо Кнайпхоф, Альтштадт, Лёбенихт.
11. На этом фото можно видеть примерное расположение исторических районов Кёнигсберга поверх его современной карты. Сейчас это деление, конечно, не используется. Жители при обозначении района обычно всегда упоминают какую-то крупную улицу.
12. Разрушенное сердце города застроено панельными многоэтажками с такими вот архитектурными элементами (но с немецкой нумерацией!), а отдалённые районы типа Амалиенау ("район вилл") и Понарта относительно хорошо сохранились.
13.
14. Кёнигсберг был промышленным центром (хотя Восточная Пруссия скорее аграрная область), крупным торговым портом, центром образования (университет "Альбертина") и культуры (Академия художеств, множество писателей, художников и архитекторов), но центром спорта не был никогда. Тем не менее, здесь находится старейший на нынешней территории России стадион "Балтика" (Walter Simon Platz, 1892).
Вальтер Симон - банкир и филантроп, построивший этот спортивный комплекс на свои деньги и подарил его городу. Показательный пример настоящего локального патриотизма, отсутствующего в России как понятие (или только на словах).
15. Я шёл по проспекту Мира (Hufen Allee), на нём есть отличный памятник "Покорителям вселенной", установленный, как я думаю, в честь космонавтов Алексея Леонова и Виктора Пацаева, в своё время проживавших в Калининграде.
16. Неплохое здание, переоборудованное в бизнес-центр.
17. Моё любимое здание в Кёне - Кирха памяти королевы Луизы в ЦПКиО. Я называю её "Белая кирха", и на мой взгляд она совершенно восхитительна. Строилась она в 1899-1901 годах, архитектор - Фридрих Хайтман, один из главных архитекторов Кёнигсберга и Восточной Пруссии. Советская власть планировала её снести, но она была спасена Юрием Вагановым, разработавшим проект её переоборудования в театр кукол в 1976 году. Театр располагается в ней и поныне, а интерьер, к сожалению, утрачен.
18. В том же Центральном парке находится памятник Высоцкому. В Кёнигсберге великий поэт и музыкант проводил последние гастроли.
19. Рядом с центральным парком находится район Амалиенау - "район вилл" Кёнигсберга, где жили обеспеченные горожане. Этот район застраивался в начале XX века по концепции "город-сад", популярной в то время в Европе. Застройка происходила через одного подрядчика под руководством архитектора Фридриха Хайтмана по единому плану в стиле модерн (преимущественно), с сохранением расстояния между домами в 30-35 метров, озеленением и ограничением этажности. Здесь приведу лишь фото с неизвестной локацией, отражающее атмосферу района. Фото лучших домов можно посмотреть здесь и здесь.
20. В Амалиенау есть несколько площадей правильной геометрической формы. Одна из них - сквер Пушкина.
21. Теперь отрывочно о других местах. К грядущему Чемпионату Мира по футболу в городе началась реновация некоторых домов на центральных улицах с целью повышения привлекательности городской среды. Это коснулось главной улицы Ленинского проспекта, ведущего от площади Победы к Южному вокзалу, застроенному в основном хрущёвками. Но получилось неплохо:
22. Кёнигсберг, кроме того, что был прекрасным торговым, промышленным и культурным городом, был ещё и первоклассной крепостью. Он был окружён системой фортов, рвов, стен и прочих фортификаций, и считался неприступным. Однако штурм Кёнигсберга продолжался всего три дня, 6-9 апреля 1945 года, и в честь взятия города в Москве был дан салют, была учреждена медаль "За взятие Кёнигсберга". Командовал операцией маршал Василевский.
Касательно разрушений: в них повинны не только советские войска, но и авиация Британии (даже в большей степени), бомбившая город в 1944 году. Но я считаю, что нельзя было разрушать после войны то, что можно было восстановить, например, Королевский замок.
Бранденбургские ворота, единственные в городе, работающие по прямому назначению, были частью кёнигсбергской крепости.
Всего сохранилось 7 из 10 ворот: Закхаймские (сейчас в них арт-пространство "Ворота"), Королевские (музей), Россгартенские (кафе), Аусфальские (руины), Железнодорожные (планетарий), Бранденбургские, Фридландские (музей).
23. Ещё одна очень приятная улица Кёна - Пролетарская (Munz Strasse, Burg Strasse, Mitteltragheim, Cäcilien Allee), хоть и застроена советскими панельками. Мне понравилось её благоустройство, наличие большого количества деревьев и тишина.
24. В Кёнигсберге много и таких домов, подозрительно похожих на наши "сталинки". Улица Шота Руставели (List Strasse):
25.
26. И теперь немного парка Юность у Верхнего пруда (Oberteich). Это Музей марципана в новоделе под небольшой дворец, выглядящий, надо признать, неплохо.
27. Рядом дом-вверх-дном, то есть какой-то аттракцион.
28. В парке есть колесо обозрения и прокат лодок - неплохое место для семейного отдыха.
29.
30. Я посетил три музея в Кёнигсберге: Художественная галерея, Музей мирового океана, Фридландские ворота. Все три очень неплохие. В первом выставляются отличные картины калининградских и кёнигсбергских художников (например, Ловиса Коринта), однако фото оттуда у меня не осталось, второй - отличный естественнонаучный музей, третий - музей быта довоенного Кёнигсберга. Центральным элементом экспозиции Музея мирового океана являются скелет синего кита, самого большого животного на планете, и глубоководного аппарата "Мир-1":
31.
32. Гигантский кальмар. Кроме подобных экспонатов там много отличной поданной информации о морях и океанах.
33. Фридландские ворота.
34. За ними - остатки крепостных рвов и Южный парк.
35. Среди экспонатов много всего интересного: телефонные будки, предметы быта. Я сфотографировал рекламные таблички - какие бренды узнаете? И, конечно, Канта не могли не отметить.
36. Традиционное вооружение тевтонцев. Здесь, скорее всего, реплики, а оригиналы таких доспехов точно есть в Эрмитаже.
37. Ключи от города.
38. На заднем дворе музея - трамвай Duewag GT-6 (могу ошибаться). Таких в довоенном Кёнигсберге не было, эта модель появилась в 1960-е.
На этом вторая часть завершена, а в третьей, последней части рассказа о Кёне, будут оставшиеся важные достопримечательности столицы области.