Лайф- и бизнес-коучи уже не первый год твердят одно и то же: чтобы много зарабатывать, не обязательно много работать, главное - работать головой. Что это значит? Это значит полное сосредоточение на работе, без отвлечения на сторонние дела. Легко сказать, да трудно сделать - на сцену выходит...многоликая госпожа прокрастинация. К слову, прокрастинация условно может быть и активной, об этом в этой статье и поговорим.
Привет! Меня зовут Вета Лолиминти - мой псевдоним, сочетающий в себе любовь к Японии и мятному цвету. Я фотограф, модель и ретушёр, веду свой блог с креативными образами, а на Дзене больше пишу о своих повседневных делах, творчестве, макияже и делюсь мыслями на темы, которые меня волнуют.
Вот вы мне опять скажете -зачем это заморское слово "прокрастинация"? Есть же прекрасное русское слово - лень. Но вот только лень - это нежелание делать что-либо вообще. И у неё есть важное отличие от прокрастинации. Прокрастинация - это постоянное откладывание дел на потом и спешное их выполнение в последний момент. Т.е. вы фактически не ленитесь, но оттягиваете неизбежное, а затем - дедлайны и стрессы. Часто прокрастинация - наш страх, страх изменить свою жизнь, страх ответственности или страх принять решение, но о причинах чуть далее.
5 обличий прокрастинации и врагов продуктивности
1. Кофе-брейк и незапланированные чаепития
Когда я работала над первым дипломом, я почти весь летний период практики, все каникулы и иногда время после пар проводила в НИИ. Приходила в 12 дня, часов на 3-5, делала всю работу без перерывов и уходила ещё до того, как большинство научного персонала собирались домой. Я успевала много и даже среднестатистически больше моих молодых коллег.
В чём причина? В НИИ была маленькая традиция - там часто пили чай и обсуждали науку за небольшим столом. Неплохо, если хотя бы раз в 2 часа, но чаще всего меня звали пить чай каждый час, а беседы затягивались на 20-30 минут. И я часто отказывалась. Во-первых, я не очень хотела отвлекаться от работы, во-вторых, не люблю шумные научные посиделки с обсуждением грантов и бюджетов, в-третьих, я тогда носила брекеты и не ела вне дома вообще, если негде было почистить зубы после.
Многие за эту мою особенность считали меня нелюдимой и стеснительной, но я просто таким образом экономила своё время. Помимо НИИ мне необходимо было готовиться к другим занятиям в ВУЗе и делать дела по дому: готовить, стирать и убираться. Хотелось оставить хоть немного времени на отдых и личную жизнь.
В какой-то книге по саморазвитию прочла забавный термин - "прокофеинизация" - игра слов автора по совмещению кофеин+прокрастинация, но я не уверена, что запомнила написание слова верно. Однако, я отлично запомнила смысл: не приступать к работе, не выпив чашечку кофе. Кофе - вообще крайне коварный напиток, который не даёт нам энергии, а забирает её из неприкосновенных запасов в нашем же теле, доводя организм до энергетического истощения.
Пью ли я кофе сейчас? Да, во время обеда могу позволить себе чашечку, когда чувствую естественный биоритмический спад. Это позволяет доработать мой день в высоком темпе. Частые перерывы на кофе и чай - не только лишняя нагрузка на пищеварение, но и рассредоточение внимания и расслабление - приступать к тяжелой работе потом очень сложно. Когда я рисую арт-макияж или грим, я вообще стараюсь не отвлекаться на еду и кофе.
2. Желание совместить несколько дел одновременно
Разные коучи называют цифру от 3 до 5 - количество проектов, которые может продуктивно завершить один человек в месяц. Т.е. если я буду рассматривать свою деятельность (создание фотографий и видео), то я могу сделать от и до 3-5 проектов за месяц, будь то масштабный образ с бутафорией или обучающее видео (и это я молчу про Дзен, где я стараюсь выкладывать контент практически ежедневно). Но что будет, если я запланирую 10 проектов в месяц? Конечно же, я ничего не успею, а потом буду прокрастинировать и винить себя в непродуктивности, хотя изначально поставила невыполнимый план.
Конечно, на работе в каком-то офисе невозможно выбирать, сколько задач выполнить в месяц, но стоит планировать своё время по срокам и фокусироваться на тех вещах, которые вот-вот подойдут к дедлайну.
3. Привычка слушать или смотреть что-либо во время работы
Какое-то время назад, когда я ещё работала на фотостудию ретушёром, совмещала свою основную работу с параллельным обучением. Я хотела монетизировать своё творчество, а знаний не хватало. На втором стареньком мониторе я включала лекции, аудиокниги или видео-обучение, и подсматривала одним глазком, слушала фоном. Мне казалось, что совершать 2 дела одновременно - классно, пока не поняла, что это тормозит мою основную работу в 1,5-2 раза, минимум! И представьте, стоило ли того: 5 часов поработать, а потом 2-3 часа усиленно обучаться, или работать 10 часов, параллельно отвлекаясь на переключение лекций? Получается, что ни одно дело я не делала качественно и быстро.
Когда я хотела просто отдохнуть параллельно с работой или просто сделать процесс не таким нудным, я включала сериал на фон или музыку, но и это было ошибкой. Нельзя смотреть сериал, опираясь только на звук и реплики героев - нет-нет, да бросишь беглый взгляд на монитор.
С музыкой тоже не всё гладко - я отвлекалась переключить трек, который мне не нравится, или добавить красивую композицию в избранное. Для работы лучше использовать специально подобранные плейлисты, если не можете работать в тишине. Ну, и соответственно, никаких шоу, подкастов, сериалов и тем более - лекций. Давно уже доказано, что мультизадачность - миф, а сосредоточенность на одном занятии даёт не только скорость, но и лучшие результаты в обучении и труде.
4. Рассредоточение внимания
Ну,здесь всё, как обычно - отвлечение на социальные сети, видеоигры, онлайн-шоппинг. Наш мозг устроен таким образом, что даже секундное отвлечение на сообщение в мессенджере моментально переключает нас с рабочего настроения - настроиться на продуктивную деятельность.
5. Активная деятельность вне зоны интересов
Различные условно-важные дела, но не безотлагательные. Думаю, это знакомо всем студентам: во время подготовки к экзаменам в сессию внезапно хочется помыть посуду, сделать расхламление или генеральную уборку. Да, научный факт - мозг таким образом делает перезагрузку, систематизирует информацию и банально отдыхает, но если вы принимаетесь за другое дело каждый раз, когда нужно поработать - с этим нужно что-то делать.
Причины прокрастинации и как бороться с ней
1. Трудная задача (неприятная, скучная или непонятная)
Когда вы не знаете, как добиться цели, а работа кажется неподъемной и сложной, то вы откладываете неизбежное:
- Как много я ещё не знаю! А вдруг меня разоблачат? Вдруг я совершу ошибку? Я точно не добьюсь успеха...
Решение: напишите план, разбейте задачу на подзадачи ("метод слона"), в первую очередь делайте мелкие и неприятные задачи ("метод лягушки"). Распишите свои сильные и слабые стороны, изучите материал по теме, где у вас имеются пробелы в знаниях.
2. Боязнь будущего и ответственности за свою жизнь\карьеру
Как обычно - страх выйти из зоны комфорта. Многие прячут голову в "песок" или думают, что у них ещё много времени. Самоограничение очень сильно тормозит наш рост не только в карьере и обучении, но и в социализации, отношениях, хобби. Я опять буду повторять популярную фразу:
Нет подходящего времени, есть только уходящее. Действовать надо сейчас!
Решение: банальное, но действенное - расписать цели на ближайший год, два, 3, 5 и 10 лет. В карьере, обучении, в жизни. Двигаться по намеченному плану и помнить, зачем всё начиналось. Естественно, цели можно менять и дописывать, т.к. мы имеем свойство взрослеть и менять приоритеты.
3. Завышенные требования к себе и перфекционизм
Нестабильная самооценка и синдром самозванца тоже может быть причиной откладывания важных дел на потом.
Решение: работа над стабильностью самооценки, личная похвала за успехи, утренние страницы, дневник переживаний, работа с психологом - вариантов много. Главное - относиться к себе с уважением и быть себе самым лучшим другом, а не строим родителем, который за любую провинность наказывает и "ставит в угол".
4. Отсутствие нормального рабочего места и отвлекающие факторы
Особенно, если это офис по типу open-space, когда со всех сторон сидят коллеги: кто-то качает ногой, кто-то щёлкает ручкой, а кто-то постоянно смачно хлюпает кофе. Многих нервирует посторонний шум и мешает сосредоточиться на работе. Лично я не могу работать вообще, если в в рабочей зоне есть посторонние люди.
Решение: если отдельного кабинета не предусмотрено, есть несколько вариантов - 1) беруши или наушники, 2) выработка безучастности к внешнему шуму, 3) перевод на удалённую работу. Но опять, здесь возникает другая проблема - работа из дома очень расслабляет, и многим тяжело соблюдать рабочий график, легко отвлекаешься на домашние дела. Уведомления на смартфоне лучше выключить и убрать его подальше, если работа непосредственно не связана с телефонными звонками и социальными сетями. Не стоит фоном смотреть сериалы или слушать лекции, а если у вас есть ребёнок недетсадовского возраста - делегируйте задачу по заботе о ребенке другому члену семьи или (ещё лучше) няне.
5. Боязнь критики
Конечно же, многие люди боятся критики, даже если она адекватная и высказана в экологичном виде (не в виде односторонний требований или оскорблений).
Решение: работа над самооценкой и признание того, что 1) вы не можете знать всё и можете ошибаться, 2) другие люди тоже могут ошибаться, главное - уметь отстоять свои идеи.
Кроме всего этого, прокрастинация может быть сигналом стресса или даже эмоционального выгорания, поэтому нужно не только правильно и сосредоточенно работать, но и "продуктивно" отдыхать.