Найти в Дзене

Машина глохнет на ходу: возможные причины

Оглавление
Машина глохнет на ходу: возможные причины
Машина глохнет на ходу: возможные причины

Внезапная остановка двигателя при сбросе газа и переходе на нейтраль в коробке достаточно неприятное событие, но ещё хуже, когда тяга мотора пропадает внезапно во время движения на передаче. Машина никак не реагирует на акселератор, что в ряде ситуаций очень опасно. А если после остановки двигатель опять запустится и будет работать, как будто ничего и не происходило, то не совсем понятно, что делать даже специалисту. Мерцающие неисправности, а именно так их принято называть – самые нелюбимые у профессиональных диагностов.

Методика поиска проблемы

Поскольку никакой дополнительной информации обычно нет, то приходится подходить к решению задачи из общих соображений. Двигатель для нормальной работы должен быть обеспечен:

• необходимым количеством топлива и воздуха для образования горючей смеси строго определённого состава;

• искрой зажигания требуемой мощности, поданной в нужный момент;

• исправной механической частью, обеспечивающей приемлемую компрессию и правильно отрегулированные фазы газораспределительного механизма.

По механике появление мерцающих эффектом маловероятно, но если двигатель заглох окончательно и не заводится, то поломки деталей здесь вполне возможны, обычно это обрывы ремня или цепи привода ГРМ.

Искра

Сбои в работе системы зажигания проявляются на ходу чаще всего. Электротехника – это наука о контактах, которым свойственно пропадать именно в условиях вибрации. Проводка и разъёмы подвержены старению и механическим повреждениям. Контакты способны как исчезать, так и появляться внезапно и без видимых причин.

1. Существует единственный датчик, без которого мотор принципиально работать не может – это ДПКВ, датчик положения коленчатого вала. Без него контроллер двигателя не видит прокрутку мотора, а значит не генерирует импульсы зажигания. Попутно отключится и подача топлива, поскольку бензонасос и форсунки также отслеживают наличие импульсов с ДПКВ. Отказ самого датчика менее вероятен, чем его подкапотной проводки.

2. Кроме электрических сбоев, существуют и программные. Неверная работа иммобилайзера, сигнализации и блока управления приведёт к тому же результату. Сброс программы восстановит функционирование, если нет критических отказов.

3. На некоторых машинах силовые драйверы первичных обмоток катушек зажигания выделены в отдельный модуль, но чаще они установлены непосредственно в контроллере. Транзисторы там работают с большой нагрузкой, могут перегреваться и частично выходить из строя. Особенно если давно не заменялись свечи, зазор в них превысил все разумные пределы. После остановки работа может восстановиться, но ненадолго. Заканчивается всё полным отказом.

4. Дефект катушки зажигания приводит к полной остановке двигателя только если она одна на все цилиндры. В последнее время катушки работают на один цилиндр или на пару. Мотор «затроит», но тянуть будет, хотя уже гораздо менее активно. То же касается и свечей. Все одновременно они не отказывают.

Топливо и воздух

Чаще всего отказывается нормально работать бензонасос. Как правило, расположен он в баке, и его характерное жужжание хорошо слышно при включении зажигания. Если этого звука нет – надо разбираться с цепями питания и самим электромотором. Когда насос уже сильно изношен, растёт потребляемый ток и предохранитель не выдерживает. Замена помогает ненадолго, надо устанавливать новый модуль насоса.

Топливо в насос поступает через фильтры грубой и тонкой очистки. Характерная неисправность в жаркое время года – засорение сетки бензоприёмника смолами из некачественного бензина. Причём работа мотора станет именно нестабильной, заводиться он будет до последнего, но под нагрузкой давать перебои и отключаться.

Если двигатель глохнет при сбросе газа и переход на нейтраль, то обычно в этом вина регулятора холостого хода (РХХ). Это шаговый электродвигатель, приоткрывающий канал воздуха в обход дроссельной заслонки, закрытой при отпущенной педали. РХХ может засоряться, корродировать и подклинивать. Стоит он недорого, а замена не вызывает никаких сложностей.

Аналогично может проявляться износ датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Если он выполнен на потенциометре, то у него со временем протирается графитовая пластина, причём именно в зоне малого открытия дросселя. Электроника не успевает отработать ошибку, и мотор глохнет. Отказ хорошо видно на сканере, даже простейшем, из блютус-адаптера и приложения на смартфоне.

Мерцающий характер носят и подсосы воздуха через уплотнения впускного тракта. Смесь переобедняется до такого состояния, что поджечь её невозможно, двигатель заглохнет. Постояв, он изменит температуру, зазор уменьшится и работа восстановится до следующего прорыва воздуха. Диагност может распознать ситуацию, посмотрев данные по корректировке смеси контроллером.