Найти тему

Батареи электромобилей могут ухудшиться от обновления ПО: еще один пруф

Суд Норвегии потребовал от Tesla выплатить компенсации всем владельцам электромобилей Model S, характеристики которых изменились в худшую сторону после одного из обновлений ПО. И это стало новым звеном в длинной цепочке событий.

Очередное подтверждение тому, что автомобили, особенно электрические, уже стали больше гаджетами, чем машинами, поступило из Норвегии. Суд этой северной страны потребовал от компании Илона Маска выплатить компенсации всем владельцам электромобилей Tesla Model S, характеристики которых изменились в худшую сторону после одного из обновлений ПО.

Как пишет издание Nettavisen, американская компания должна до 31 мая выплатить всем потерпевшим по 136 тыс. норвежских крон (около 1,2 млн ₽, или $16,3 тыс. США). На обжалование вынесенного 29 апреля (обнародован 17 мая) вердикта осталось три недели, срок истекает 17 июня. И, что интересно, Tesla пока никак не отреагировала на решение суда.

Коллективный иск подали всего тридцать владельцев Model S, купленных в 2013-2015 годах, так что на первый взгляд размер компенсаций не должен быть критичным для производителя. Но все немного сложнее. Общее количество автомобилей этой модели, которые продавались в Норвегии за указанный период и, соответственно, подверглись воздействию злополучного обновления, достигает десяти тысяч. Если все их владельцы обратятся за возмещением ущерба, компании придется раскошелиться более чем на 1,36 млрд крон ($160 млн США).

История этого судебного разбирательства уходит корнями в далекий 2013 год. Тогда выпускались Model S с аккумуляторами старого типа (сняты с производства в 2016 году), которые потенциально могли начать быстро «стареть» (терять максимальную емкость). Ситуация оставалась незамеченной до 2019 года, когда Tesla выпустила обновление программного обеспечение под версией 16.1 и 16.2. Почти сразу после его установки многие владельцы Model S разных комплектаций обратили внимание на резкое падение запаса хода на одном полном заряде батареи.

Изучая тогда вопрос, портал Electrek установил, что на некоторых экземплярах (но далеко не на всех) Model S алгоритм контроля заряда после обновления ограничивает максимальное напряжение на аккумуляторных ячейках 3,9 вольта вместо 4,2. Из-за этого запас хода может снижаться почти на 10%, что совпадает с заявлениями «счастливчиков». Также изменилось и поведение машин при быстрой зарядке — она стала протекать дольше.

В Tesla своеобразное расследование подтвердили и объяснили, что такое изменение призвано защитить батареи от деградации. Также представители компании отметили, что ухудшение характеристик аккумуляторов затронуло лишь небольшую часть Model S.

Естественно, такое изменение потребительских свойств далеко не самого дешевого #авто на рынке вызвало негодование у большого количества людей. В той же самой Норвегии, которая давно является европейским передовиком в продвижении электротранспорта, еще в 2016 году 126 владельцев Model S потребовали от Tesla компенсаций. Тогда противоречия удалось разрешить в досудебном порядке: компания вернула норвежцам по 65 тыс. крон (около $7,7 тыс. США) деньгами или апгрейдами электромобилей.

Однако история явно не закончилась, и примером тому служит последнее разбирательство в Норвегии. В настоящее время в Дании в рамках аналогичного судебного процесса 75 владельцев Model S требуют от Tesla компенсаций. А на родине компании, в США, житель Северной Калифорнии в 2019 году подал иск против компании Илона Маска за послепродажное ухудшение характеристик продукта. Причем дело вызвало серьезный резонанс: проверку дефектных батарей инициировало Национальное управление безопасностью движения на трассах (NHTSA). Это очень серьезный звоночек, когда регулятор такого высокого уровня проявляет интерес к техническим подробностям автомобилей. Причем далеко не в первый раз NHTSA изучает машины Tesla — буквально пару месяцев назад мы писали о том, как серия аварий с электромобилями стала причиной пристального расследования.

Каким будет эффект от массовой выплаты компенсаций на репутацию Tesla, пока сказать трудно. Одно реакция компании не совсем понятна. Ее представители даже не пришли на слушания по делу в Норвегии. Для судей и истцов это выглядело оскорбительно, особенно учитывая, что иск коллективный.

Фото взяты из открытых источников.

-2

Это интересно: Китайцы заподозрили автомобили Tesla в шпионаже

Авто
5,66 млн интересуются