Сегмент электрокаров у нас только зарождается. И всё же предложение есть — и среди новых машин, и на вторичном рынке. Экологически чистые модели без пробега по большей части относятся к премиум-сегменту. Однако и без толстого кошелька можно приобщиться к инновациям.
Последняя статистика агентства «Автостат» гласит: в апреле в России купили 195 новых электромобилей. Год назад «ковидные» ограничения позволили реализовать только 24 машины, так что рост получился внушительным — в восемь раз. Причём 80% рынка захватили всего три модели: Porsche Taycan (85 штук), Audi e-tron (39 штук) и Tesla Model 3 (32 штуки). За ними расположились 13 экземпляров Nissan Leaf, 10 JAC iEV7S, 6 Tesla Model X, 5 Jaguar I-Pace, 2 Tesla Model Y, по одному Chevrolet Bolt, Kia Niro и Tesla Model S.
Из поставляемых официально электромобилей наиболее доступный — «китаец» JAC iEV7S. Это хэтчбек гольф-класса за 2,5 миллиона рублей с батареей на 39 кВт*ч, на которой можно проехать до 280 километров. Разгоняется пятидверка до 130 км/ч. Отделка и комплектация без изысков: даже оптика галогенная, хотя для электромобиля гораздо лучше подходит энергоэффективная светодиодная. Одноклассника с ДВС можно купить в полтора раза дешевле, но ничего не поделать: без субсидий со стороны государства сделать выгодное предложение покупателям невозможно.
Audi — чемпион по ширине «экологичной» линейки. У бренда есть кроссовер e-tron и купе-кроссовер e-tron Sportback. Оба обладают идентичной силовой установкой: два мотора суммарной отдачей 408 л.с. и аккумулятор емкостью 95 кВт*ч. Её в идеальных условиях хватит на 436 километров. Разгон до сотни занимает 5,7 секунды, а вот максимальная скорость ограничена 200 км/ч. Обычный универсал стоит 6,35 миллиона рублей, а «купейное» исполнение – от 6,55 миллиона. На подходе ещё и третья модель, легковой Audi e-tron GT.
Зато первым официально продавать новые электрокары начал Jaguar. Британский кроссовер I-Pace некоторое время пребывал на российском рынке в одиночестве. Сейчас машины из наличия предлагаются по цене от 7,22 миллиона рублей. Пара электромоторов выдают чуть меньше, чем на Audi – 400 сил. И аккумулятор чуть меньше, на 90 кВт*ч. Зато запас хода больше, 470 километров, и динамика лучше, 4,8 секунды с места до сотни. Максималка ограничена на той же отметке. Быстрее электромобилям ездить вредно: батарея быстро разряжается на высоких скоростях.
А вот в статусе лидера рынка с прошлого года у нас пребывает Porsche. Его Taycan даром что не модный кроссовер, а выходящая из моды легковушка, но берут её активнее всех остальных. Версий очень много: есть седан и спортивный универсал Cross Turismo, задний и полный привод, мощность – от 408 до 761 л.с. Цены стартуют с 6,78 миллиона рублей и доходят до 12,7-12,8 миллиона рублей за модификацию Turbo S с разгоном до сотни меньше чем за три секунды.
Самая свежая новинка – вседорожник BMW iXза 8,5 миллиона рублей. К нам баварцы решили возить топовый вариант xDrive50 с парой электромоторов на 523 л.с., разгоном до 100 км/ч за 4,6 секунды и аккумулятором на 105,2 кВт*ч. Запас хода обещают рекордный на нашем рынке — 630 километров. Дизайн у машины откровенно странный, и цена самая высокая. Но оригинальность наверняка привлечёт своих поклонников. BMW нынче лидирует в премиальном сегменте на российском рынке, так что успех электрического iX вполне может состояться.
Теслы, Nissan Leaf и остальные модели из статистики ввозятся частниками или фирмами по серым каналам. Тем не менее, они достаточно популярны. Лифы в количестве нескольких десятков штук работают в московском каршеринге. В российском представительстве планировали начать их официальные поставки, но вопрос, судя по всему, поставлен на паузу. А за Лифом должен был последовать электрокроссовер Ariya. Теперь уж и неясно, что предпримет Nissan.
И Tesla в Россию не спешит. Илон Маск, конечно, пообещал, что марка появится на нашем рынке, но это, скорее, из вежливости. По факту нам, скорее всего, долго ждать и дилеров американской марки, и сеть зарядных станций. Не говоря уже о сборочном заводе. Но популярности бренда это не мешает: Теслы из года в год пользуются хорошим спросом в России.
***
И ещё немного статистики. С начала года в России купили 502 новых электромобиля. Год назад было всего 77. Большую часть приобретают жители столичного региона и Санкт-Петербурга. Сильно отстают, но тоже любят электромобили в Свердловской области и в Краснодарском крае.