Найти в Дзене
Юрий-А

И снова про ролики ГРМ

Возвращусь к теме неисправностей роликов из комплектов ремней ГРМ. А точнее – о возврате продавцам таких комплектов с претензией – из под крышки ремня идет шум (на прогретом двигателе или на холодном), после демонтажа и прослушивания фонендоскопом «выявили» шум ролика (чаще всего натяжного).

Почему возвращусь? Потому что начался какой-то чуть ли не повальный возврат таких комплектов, и чаще всего мне попадаются комплекты от Gates. Почему именно Gates? Объяснение простое – данные комплекты стóят, как правило, дешевле комплектов от конкурентов – естественно их покупают больше. Вторая причина – почти при каждой неисправности комплекта наш (российский) народ сразу же вопит – это подделка.

Сразу оговорюсь – не буду вдаваться в упаковку, маркировку, штрихкоды и прочее, потому как всё это в своем большинстве домыслы авторов. Вот поинтересуйтесь хоть у одного ютубовского автора ролика про поддель-ные ремни: «Вот ты сам ну хоть один раз был на заводе по изготовлению ремней или роликов, или видел хоть один ролик от производителя рем-ней? Думаю, ответ всем очевиден, но рассуждений с их стороны о под-дельности будет много. Даже те, кто утверждает: «Я взял у проверенного продавца» ничего этим не доказывают, поскольку продавец также не был ни на одном заводе. Таким деятелям я всегда задаю один вопрос: «С чего вы взяли, что все упаковки со всех заводов и из разных стран должны быть как братья близнецы?» Обычно ответа нет или он расплывчатый.

Сразу скажу - все нижесказанное справедливо только в том случае, если при вращении мы не чувствуем перекатов, большого люфта в поперечном направлении или какого-то шуршания внутри подшипника. Если такое есть, то понятно, что подшипник уже имеет повреждения и проверять его нет смысла.

Ну ладно, давайте к технической части.

1. Какие силы воздействуют на любой подшипник ролика системы ГРМ? На него воздействуют нагружающие его с одной стороны импульсные (за счет циклов работы двигателя) моменты, температурные перепады и внешние (от нагрева двигателя) и внутренние – от изменения структуры самого ремня при нагреве и растяжении и разогрева смазки в подшипнике.

2. Как работают тела качения (шарики) при описанных нагрузках на подшипник? Правильно – одна часть их нагружена неравномерным давлением, противоположная вращается в разгруженном состоянии. Понятно, что износ происходит по нагруженной стороне. Но, так как нагруженная «сторона» обойм и тел качения все время меняется, то при этом работают все тела качения по очереди и тем самым продлевается срок службы всего подшипника.

3. Что нужно самому подшипнику, чтобы исправно работать? Правильно, смазка. По внешнему виду смазки можно определить примерный износ подшипника – как правило, изначально всеми заводами закладывается тугоплавкая смазка от желтого, до слегка коричневого цвета, бывает зеленоватого. И (важно) если смазка в подшипнике именно такого цвета и в достаточном количестве, то САМ ПО СЕБЕ подшипник шуметь не будет. Он может шуметь только от каких-то внешних воздействий на него. Какие же это внешние воздействия? Самое распространенное – превышение усилия натяжения ремня ГРМ – вот на этот режим ни один производитель роликов не рассчитывает. К тому же, не надо забывать, что ремни ГРМ при нагреве уменьшаются в длине, хоть и совсем незначительно (резиновые - бóльше, современные из полимеров - меньше). Почему большинство автосервисов не прислушиваются к требованию всех изготовителей ремней, что ремень ГРМ можно менять ТОЛЬКО на остывшем двигателе (+20 градусов)? Мне это неизвестно. Потому что сделать задуманное изготовителем правильное натяжение можно ТОЛЬКО при комнатной температуре, на что изготовитель и рассчитывает и под такие условия сделаны реперы на ролике. А как такое осуществимо, если интернет «пестрит» объявлениями – «Заменим ремень ГРМ за час»? Этого я не знаю.

4. Хорошо, смазка в подшипнике есть, но автосервис утверждает, что «вот на двигателе точно прослушивался шум от ролика-натяжителя». Ладно, и для этого есть проверка.

Для начала необходимо понять, в какой среде «работают» тела качения (шарики). Учитывая, что зазоры шарик/обойма составляют микроны, то каждый шарик «гонит» перед собой «волну» из смазки, расталкивая смазку по сторонам и двигаясь, хоть и по микронному, но слою смазки. Следовательно – каждый шарик испытывает некоторое сопротивление своему вращению от смазки при движении по обоймам. Если суммировать это сопротивление на все шарики, то получается, что подшипник, в котором имеется достаточно смазки, после прекращения вращения почти сразу должен останавливаться за счет сопротивления от слоя смазки.

Я проверял этот эффект и на новых, и на б/у роликах, и пришел к следующему:

- после прекращения вращения рукой новый ролик остановится практически сразу, ну может пройдет еще примерно 1/10 диаметра внешней обоймы (суммарное расстояние между шариками).

- ролик со средним износом «прокрутится» примерно четверть оборота.

- ролик с приличным износом (около 50% своего ресурса) провернется на полоборота или чуть больше, но все равно меньше полного оборота.

- а если ролик после прекращения вращения рукой крутится еще 1-2-3 или больше оборотов, то этому подшипнику уже хана – либо смазка полностью потеряла свои свойства (загустела и размазалась по краям), либо она просто сгорела от температуры и превратилась в комочки, размазанные по защитным кольцам.

Хотя пару раз попадались мне новые ролики с подшипниками совсем без обозначений на защитных кольцах или обоймах – вот эти сразу могут «крутиться» 2-3 оборота, но тут уж поставили такой «высококачествен-ный» подшипник. Такой ролик ставить конечно же нельзя.
Почему так получается? Приведу пример: имеется тазик, к примеру. Когда тазик пустой и мы стучим поварешкой по его дну, то четко слышим стук металла по металлу. А когда в тазик налито варенье, то таких стуков не будет. Пример смешной, но то же самое и в подшипнике - когда он заполнен смазкой, то никаких шуршаний, скрипов или стуков из него доноситься не будет, поскольку подшипник закрыт защитными кольцами и герметичен. В конце статьи будут приведены фото вскрытия "шумящих (по мнению автосервисов) подшипников в роликах".

5. Почему же большинство автосервисов любят писать в своих дефектов-ках: «заменили на комплект ГРМ другого изготовителя и стало все хоро-шо, шума нет»? Да все очень просто – ну вот сами попробуйте с закрыты-ми глазами достать пальцем руки до кончика своего носа. Попробовали? Попасть в кончик носа вы попадете, но каждый раз место попадания будет смещено, относительно предыдущего хотя бы на полмиллиметра. Вот так и в автосервисе – очень много факторов, влияющих на установку другого комплекта, начиная с того, что сервисмен после своего же возврата будет делать уже внимательно, не торопясь, может даже что-то почитает. И ни-какой сервисмен не мерит температуру при которой делается эта работа, да и вообще качество будет зависеть от психофизиологического состоя-ния сервисмена в этот день.

6. Да, брак бывает на любом заводе, но при налаженном поточном произ-водстве это доли процента. А еще меня удивляет такая вещь, которая ста-ла особенно проявляться последние год-два: если раньше автосервисы «браковали» в основном детали китайского производства, то теперь «бракуют» все подряд, и китайские, и оригинальные, и брендовые запча-сти…Откуда у них такая уверенность в своей непогрешимости? Да у 90% сервисменов спроси – «Ты в программе изготовителя читал порядок за-мены или хотя бы прочитал инструкцию, вложенную, как правило, в упа-ковку? Да зачем им это надо, они же «главспецы» итак. А начинаешь раз-бираться с такими возвратами – до 80% это косяки сервисов. И надо пом-нить, что практически все детали уже изуродованы такой установкой и повторно их использовать нельзя. Вот такие мысли возникают у меня последнее время…

Если кому интересно, то в видео показана визуальная проверка роликов: https://disk.yandex.ru/i/50lyZzzkU3FrOw https://disk.yandex.ru/i/DTRk3Z3j7QrAYA

Обсуждение: https://yandex.ru/chat/#/join/195174b1-724b-4c14-bdd7-8999d7595a34

визуальная проверка ролика-натяжителя
визуальная проверка ролика-натяжителя

Проверка обводного ролика
Проверка обводного ролика
Проверка "мертвого" ролика ремня приводных агрегатов
Проверка "мертвого" ролика ремня приводных агрегатов
Вот что внутри шумящего, по мнению автосервиса, ролика-натяжителя
Вот что внутри шумящего, по мнению автосервиса, ролика-натяжителя
А вот что внутри обводного ролика из того же комплекта
А вот что внутри обводного ролика из того же комплекта

Авто
5,66 млн интересуются