История общественного транспорта столицы началась с запуска предшественницы современного трамвая – конки. Все дело в том, что возрастающие потребности столицы в XIXвеке по перевозке пассажиров уже не могли удовлетворить обычные извозчики. Так появилась конно-железная городская дорога. Первая конка впервые вышла на маршрут 7 июля 1872 года. В честь этого события во вторую субботу июля отмечают День московского транспорта. Из центра города, из Третьяковского проезда, где располагалась узловая станция, конки отправлялись по всему городу. Разные маршруты обозначались вывесками разных цветов. По столице ездили даже двухэтажные конки, где второй этаж занимали мужчины, ведь дамам было неприлично подниматься по лестнице наверх, не нарушив правил этикета. Проезд стоил недорого – 5 копеек, а кататься на конках особенно любила прекрасная половина человечества, обсуждая последние новости. Прокатившись по Арбатскому маршруту, можно было узнать все городские сплетни.
Московские трамваи изначально были паровыми и использовались только на окраинах. Весной 1899 года в столице запустили движение электрических трамваев. Их первый маршрут проходил от Бутырской заставы через Петровский парк, и до Тверской заставы.
В послереволюционное время трамвай становится любимым видом транспорта в столице. К 1922 году в Москве запустили уже 13 регулярных маршрутов, среди которых знаменитые «Аннушка», который проходил по Бульварному кольцу и «Букашка» – по Садовому. Привычный график работы трамваев – с 05:30 до 02:00 появился в 1940-м, который соблюдался даже в годы Великой Отечественной войны.
Конкуренцию трамваям еще до революции стали составлять автобусы и маршрутки, однако они не были так распространены. Первый в Москве автобусный маршрут открылся в 1924 году. Активное развитие автобусные маршруты получают в 1950–1960-е, с началом массовой застройки новых районов.
Сейчас в автобусах и маршрутках городских линий пассажиры уже не набиваются как селедки в бочке и не услышишь фразу «передайте за проезд», современный транспорт работает без кондукторов и турникетов, а ведь до 2015 года о безопасности и комфортных условиях для пассажиров в этом виде транспорта мало кто задумывался в погоне за прибылью. С 2016 года в Москве запущена новая сеть наземного транспорта «Магистраль», где автобусы связывают с центром отдаленные районы города, что существенно снижает количество пересадок для пассажиров.
Сейчас и жители, и власти все больше уделяют внимание экологии города, поэтому в столице появился такой общественный транспорт как электробусы.
Говоря об истории столичного транспорта, невозможно обойти вниманием московское метро. Первый участок от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую» был открыт 15 мая 1935 года. Наше метро считается одним из самых красивых в мире, туристы из многих стран приходят сюда на экскурсии. У каждой станции своя история и свой уникальный дизайн. Строительство метро, кстати, не прекращалось даже в годы Великой Отечественной войны. В послевоенные годы открытие новых станций продолжилось, но то, какими темпами строится столичная подземка сейчас вызывает восхищение! Мы то и дело слышим не только об открытии новых станций метро, но и таких амбициозных проектах мирового уровня как Большая кольцевая линия и Московские центральные диаметры, при строительстве которых используют новейшие технологии и устанавливаются рекорды по темпам ввода новых станций. Радиальные ветки продлевают за МКАД, в частности в Новую Москву, развивается наземное метро.
Все это делается для комфорта москвичей, чтобы не меньше 90 процентов горожан жили в шаговой доступности от станций метро, экономили свое время в пути и пользовались общественным транспортом с удовольствием.