В Европе к ВАЗ-2121 с самого запуска относились с трепетом и любовью. Поэтому когда было организовано первое в истории ралли «Париж-Алжир-Дакар», в гонке приняло участие сразу несколько экипажей на «Нивах». Сначала в ВАЗ-2121 никто не верил, т.к. конкуренцию ему составляли более подготовленные автомобили, однако потом в игру вступил Жак Пок.
Предприимчивость Жака Пока
Француз Жак Пок занимался продажей Шкоды и Москвичей во Франции. В 1972 к его ассортименту примкнули Лады. Сначала кажется, как обычный продавец мог повлиять на судьбу автомобиля? Однако здесь стоит сказать, что Пок не только торговал машинами, но и активно увлекался автомобильными гонками. Он не был зрителем, а выступал на гоночной трассе, вкупе со знанием автомобилей это сыграло важную роль в будущем Нивы.
Для француза было в порядке вещей знать и уметь продвигать свою продукцию. Жан осознавал, что если машина займет одно из мест на каком-нибудь известном соревновании, это будет ее путевкой в мир высоких продаж. Советские автомобили нуждались в такой рекламе больше обычных, ведь к ним в Европе относились настороженно.
Первый эксперимент был поставлен с Москвичом-412: успешные выступления в марафонских ралли «Лондон-Сидней» и «Лондон-Мехико» позволили заинтересовать потребителей, машину начали покупать бешеными темпами, благодаря чему Пок заработал достаточно много денег.
После появления Нивы Жан Пок сразу понял, что она станет его входным билетом в богатую жизнь. Цена автомобиля по европейским меркам была бюджетной, вместе с постоянным полным приводом, блокировкой межосевого дифференциала и «понижайкой» машина выигрывала у европейской продукции. Таким образом, полноценный внедорожник можно было купить по цене обычного легкового авто.
Как только Нива была доставлена во Францию, началось одно нерядовое событие: в 1987 году знаменитым французским мотогонщиком Тьерри Сабиным было организовано беспрецедентное соревнование – ралли из Парижа в столицу Сенегала Дакар. Все поддержали эту затею, и к началу гонки набралось множество участников (более 170 автомобилей и мотоциклов).
Среди претендентов на победу можно было насчитать 5 ВАЗ-2121. Интересно, что Нивы не выступали ни за СССР, ни за Францию, ни за компанию Жана Пока. Автомобили были приобретены частным образом и заявлены на участие в гонке независимо.
Долгожданный успех на главном ралли планеты
Заводские и гоночные Нивы практически не отличались друг от друга. Единственными яркими отличиями выступали вваренный каркас безопасности, усиленная подвеска и дополнительная защита днища. В машине все так же можно было насчитать 80 л.с. Таким образом, Нива с минимальными доработками должна была проехать примерно 10 000 км. по пересеченной местности, грунтовке и песку.
Именно поэтому многие сомневались в том, осилит ли советский автомобиль такую нагрузку, конкуренция была серьезной: одним из соперников являлся военный Volkswagen Iltis. Однако, 2 из 5 Нив смогли доехать до финишной черты, заняв 28 и 42 места. Стоит отметить, что машины в первой гонке не были разделены на классы, поэтому можно смело выбросить грузовики и мотоциклы, которые участвовали в гонке, тогда результат будет гораздо лучше.
Экипажу Пьера Минонзио и Жана-Луи Ле Дента удалось занять 28-е место, данное авто продали в Дакаре практически сразу после гонки. Вторую Ниву за счет Жана Пока отправили во Францию, вместе с тем продавец получил уникальные знания о поведении машины во время заезда от гонщиков Кристиана Дюбоска и Пьера-Эммануэля Фрусса.
Бизнесмен понял, что Нива имеет большой потенциал, однако автомобиль нуждается в продвижении. Пок решил не терять времени и выставил свой экипаж на следующую гонку. Машину он назвал Niva Proto, она должна была выступить под номером 128 и претерпела целый ряд модернизаций.
Конструкторам удалось увеличить мощность родного двигателя до 110 лошадиных сил, а водителем Нивы стал профессионал – Жан-Клод Бриавуан. В целом в гонке участвовали 8 советских Нив. В начале гонки Бриавуан двигался уверенно, пока в Алжире машина не сломалась, что заставило завершить гонку.
На «Париж-Дакар-81» Жак Пок уже подготовил машину серьезнее: мощность была увеличена до 140 л.с. В этот раз гонщик заблудился в пустыне, потом у него закончился бензин, но Бриавуан смог занять третье место!
Через год Пок занял с Нивой 2 место на «Дакаре-82». В этой гонке участвовало 20 Нив, но несмотря на конкуренцию Бриавуан смог забрать серебро. Первое место заняли братья Марре на Renault 20 Turbo 4×4.
Что случилось с гоночными Нивами
После Ниве не удавалось забраться на пьедестал, ралли «Париж-Дакар» стало профессиональным международным конкурсом, в котором могли участвовать только машины определенного уровня. Конкуренцию Porsche 959 или Peugeot 205 T16 Нива составить не могла, поэтому Дан Пок отказался от этой идеи.
Однако, Нива была направлена на другие треки, например, ралли «Париж-Тунис» удалось выиграть и получить большое признание. В 80-х гг. Нивы стали настолько популярными во Франции, что в год удавалось продавать по 20 тыс. машин.
Если понравилась статья, поставьте лайк и посетите наш официальный интернет-магазин автозапчастей для ВАЗ - SV-Parts.ru. У нас регулярные акции и скидки, и сейчас, возможно, скидки на те запчасти, которые вы ищите! ;)