Найти тему
Советы мечтателям

Как понять, какая аварийная ситуация в аэропорту

Аварийно-спасательные учения во Внуково
Аварийно-спасательные учения во Внуково

В соответствии с ФАП-517 «Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов» (Вступили в силу 1 января 2021 года) каждый аэродром должен разработать «План мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме и в районе аэродрома» (Аварийный план). Так вот. Впервые в этом году появилась цветовая кодировка происшествий, описанная в официальном документе. Правда, некоторые аварийные планы некоторых аэропортов, разработанных ранее, имеют полностью различающиеся значения «зеленого» и «синего» кода происшествий. Началось всё в 200 году, когда Федеральной службой воздушного транспорта России был издан приказ от 19 мая 2000 г. № 133 «Об утверждении типового аварийного плана авиапредприятия гражданской авиации и введении в действие аварийного плана ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». В Европе действительно в некоторых аэропортах используется кодировка Красный-Желтый-Зеленый, но синего цвета даже там не было. Синий в Шереметьево всегда означал происшествие в аэропорту без жертв (борт выкатился, например, или сел самолёт с неисправным шасси). Да и по Красному коду имеются разночтения. В Шереметьево изначально это означало происшествие на аэродроме с жертвами, а сейчас это просто внезапная ситуация. Поэтому буду писать текущие обозначения, а потом приводить, как это было в изначальном плане в Шереметьево, где эта кодировка продолжает использоваться. Насколько я понимаю, это не противоречит ФАП.

Согласно ФАП-517, сейчас используются следующие коды аварийных ситуаций:

· А1 - внезапное авиационное событие на аэродроме. Код при аварийном оповещении "КРАСНЫЙ". К данному виду относятся авиационные события с ВС при наличии (предположении наличия) угрозы для жизни и здоровья пассажиров и экипажа. Наличие (предположение наличия) угрозы для жизни и здоровья пассажиров и экипажа определяет руководитель полетов на основании сложившейся ситуации и (или) доклада командира ВС. В Шереметьево изначально это был Зеленый код, а Красный означал авиапроисшествие с жертвами на территории аэродрома.

· А2 - авиационное событие в районе аэродрома. Код при аварийном оповещении "ЖЕЛТЫЙ". Изначально в Шереметьево это был Красный код.

· A3 - авиационное событие в полете (аварийная (вынужденная) посадка ВС). Код при аварийном оповещении "СИНИЙ". Вот это больше похоже, на шереметьевский изначальный Зеленый код.

· А4 - авиационное событие на земле. Код при аварийном оповещении "ЗЕЛЕНЫЙ". А это чисто изначальный Синий код. К данному виду относятся авиационные события с ВС на аэродроме при наличии (предположении наличия) угрозы для жизни и здоровья пассажиров и экипажа. Наличие (предположение наличия) угрозы для жизни и здоровья пассажиров и экипажа определяет руководитель полетов на основании сложившейся ситуации и (или) доклада командира ВС. При отсутствии возможности однозначной оценки наличия или отсутствия угрозы для жизни и здоровья пассажиров и экипажа объявляется код "КРАСНЫЙ".

· А5 - пожары на территории и объектах инфраструктуры аэропорта. Код при аварийном оповещении "ПОЖАР". Пожары бывают, причём гореть может что-то в терминале. Но объявляется, не как только сработает АПС, а после прибытия пожарного расчёта и его доклада. В противном случае такой код будет объявляться несколько раз за день, так как дымовые датчики АПС срабатывают на кухнях общепита, при ремонте в помещениях, при попытке курения.

· А6 - аварии на объектах инфраструктуры аэропорта. Код при аварийном оповещении "АВАРИЯ". Это могут быть проблемы с электропитанием. Или отказ иных жизненно важных систем. Если терминал затопит, то это сюда не попадает.

· А7 - акты незаконного вмешательства на ВС и в деятельность гражданской авиации. Коды при аварийном оповещении "НАБАТ", "ДИВЕРСИЯ". Чаще всего это могут быть попытки захвата или угона. При несанкционированном проникновении код не объявляется.

· А8 - стихийные бедствия. Код при аварийном оповещении "СТИХИЯ". Вот здесь может быть затопление территории аэропорта настолько, что не обеспечивается безопасность полётов. Могут быть ураганы. Реже, где-нибудь, землетрясения.

Собственно, если вдруг услышите из чьей-нибудь рации объявление кода – будете понимать, что происходит. Может быть пригодится любителям послушать эфир.

-------------------------------------------------------------------------------

Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:

https://travelfoxes.livejournal.com/163251.html

Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта, поэтому фотоматериалы используются из сети Интернет, находящиеся в открытом доступе, которые могут помочь понять особенности объекта статьи. В силу особенностей политики Яндекс.Дзен, фотоматериалы на канале Яндекс.Дзен представляются в ограниченном объёме.