Найти в Дзене
Заводской электрик

Простейшая схема включения двигателя, которую должен знать каждый. Рассказываю, как схема работает

Оглавление

Для того, чтобы научиться понимать схемы управления электродвигателями, предлагаю рассмотреть самую простую схему включения трёхфазного двигателя в сеть 380В.

Схема включения двигателя
Схема включения двигателя

Элементы схемы

Простая схема состоит из двух частей:

  • Силовая цепь
  • Цепь управления

По силовой цепи происходит подача напряжения на двигатель. Цепь управления служит для пуска/останова.

Элементы силовой цепи — это:

  • QF1 — трёхполюсный автоматический выключатель (к нему подведено трёхфазное напряжение 380В)
  • KM1.1 — главные (силовые) контакты пускателя
  • M1 — трёхфазный электродвигатель

Элементы цепи управления — это:

  • SF1 — однополюсный автомат
  • SB1 — кнопка стоп (остановка двигателя)
  • SB2 — кнопка пуск (запуск двигателя)
  • KM1 — катушка/обмотка пускателя
  • KM1.2 — вспомогательный контакт пускателя

Работает схема следующим образом.

Подготовка к включению

  1. Произвести включение главного автоматического выключателя QF1
  2. Включить автомат SF1 цепей управления.

Подготовка схемы к работе выполнена.

Запуск/остановка двигателя

Нажимаем пусковую кнопку SB2, тем самым замкнув её контакт. По цепочке от автомата SF1 через стоповую кнопку SB1 и пусковую кнопку SB2 подаётся питание на катушку пускателя KM1. Пускатель срабатывает, замыкает свои силовые контакты KM1.1, тем самым подавая напряжение 380В на электродвигатель M1, который начинает вращение.

Одновременно с контактами KM1.1 замыкается контакт KM1.2 пускателя, который служит для самоподхвата. Это значит, что, отпуская кнопку пуск SB2, размыкается её контакт, но пускатель KM1 остаётся включённым за счёт своего замкнувшегося контакта KM1.2. Пускатель продолжает работать, а двигатель продолжает вращение.

Для остановки двигателя нажимаем кнопку стоп SB1, и вся цепочка разрывается. Соответственно пускатель отключается, разрывает свои контакты KM1.1 в силовой цепи. Подача питания на двигатель M1 прекращается, и он останавливается.

Как видите, всё очень просто.

На основе этой простой схемы построены все более или менее сложные. Например, для защиты двигателя от перегрузки, можно добавить в силовую цепь тепловое реле, контакт которого будет использоваться в цепи пускателя.

Ещё более сложная схема, это реверсивная, в которой используются уже два пускателя и две кнопки пуск (вперёд/назад). Т.е. вращение двигателя осуществляется как в одну, так и в другую сторону.

Рассмотренную схему должен знать каждый студент, который собирается работать по специальности. Данную схему очень часто спрашивают у молодых людей, когда они приходят на работу.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал. Здесь вы найдёте много других типовых схем, а также описание к ним.

Авто
5,66 млн интересуются