В аэропорту Ижевска в сторонке от аэровокзала стоит самолёт Ту-134А-3М с бортовым номером RA-65930, который был создан в конце 80-х годов для сельскохозяйственных нужд, а потом, не пригодившись на этом поприще, переделанный под VIP-перевозки.
Борт был построен на Харьковском авиазаводе имени Ленинского комсомола в июне 1989 года с заводским номером 66500.
Изначально модификация самолёта называлась Ту-134А-3 СХ, где 3 - двигатели Д-30 третьей серии (имеющие улучшенные характеристики тяги), а СХ - сельскохозяйственный. Основное назначение - проведение аэрофотосъёмки сельскохозяйственных земель и других объектов народного хозяйства, мониторинга состояния почв, позволяющего контролировать рост посевов, судить о поражении их вредителями и прогнозировать урожайность.
Съёмка осуществлялась с помощью самого современного оборудования, которое крепилось в нижней части фюзеляжа: там проделали три герметичных фотолюка, закрытых плоским стеклом, и 1 негерметичный, закрываемый сдвижными крышками.
Поскольку большую часть салона занимала аппаратура, количество окон уменьшили, а аварийные выходы ликвидировали.
Эксплуатация велась «Аэрофлотом» с 1989 по 1993 год, а аэропортом базирования стал Воронеж.
Съемка одного квадратного километра суши или моря с Ту-134СХ обходилась в несколько раз дешевле, чем с Ан-26, Ан-30 или Ми-8.
Радиолокационная съемка на Ту-134А-3 СХ стала возможна хоть круглый год, в любую погоду и в любое время суток. На радиолокационной карте видны сухие, влажные, засоленные и заболоченные участки. РЛСБО «видело» даже сквозь сухой снежный покров, позволяя следить за состоянием озимых культур.
Но и недостатки, так горячо скрываемые чиновниками, такие как загрязнение окружающей среды и прочие безобразия, тоже стали очень хорошо видны. Ответственным лицам стало прилетать «по шапке», и вскоре чиновники стали мешать проведению воздушного мониторинга.
В результате половина машин осталась без дела и в коммерческих целях наш борт переделали в 1994 году в грузо-пассажирский вариант с дверью размером 1,61х1.09 м. Все фотолюки намертво задраили под полом, оборудование сняли...
В переднем салоне установили пассажирские кресла, а задний салон оборудовали крепежными узлами и швартовочными сетками для груза.
Как раз в это время стал очень популярен челночный бизнес и самолёт стал возить чартерные рейсы с перекупщиками в Турцию, Эмираты и другие страны, где можно было разжиться товаром для перепродажи.
Но из-за отсутствия аварийных выходов он был малопригоден для пассажирских перевозок. Поэтому в 1999 г. при капремонте самолет снова доработали: прорезали дополнительные окна и аварийные выходы, смонтировали роскошный интерьер, превратив его в 40-местный «салон»: два первых отсека для больших и толстых персон и в конце салон с простыми креслами для «челяди». Он получил обозначение Ту-134A-3M.
Пройдёмся по салону, начиная от кабины, её в деталях покажу отдельно.
Пустой отсек за кабиной.
Большая кухня.
Первый VIP-салон с диваном. 2+3
Попробуйте представить запах старого советского самолёта. Причём хороший такой запах: кожи, алюминия, дерева, коврового покрытия... Всё это здесь есть!
Детали.
Эксплуатация RA-65930 по годам:
2000-2001 а/к "КрасЭйр"; 2001-2006 а/к "Карат"; 2006-2011 "Jet Air Group" и с 2011 года борт находится в собственности а/к "Ижавиа". С 2015 года самолёт не эксплуатируется, а используется для экскурсий, а также учебно-тренировочных операций службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полётов.
Посмотрите, с какой любовью сделана панель.
Мультимедиа-система.
Второй салон на четверых.
Третий салон самый скромный.
Очень хороший шаг кресел.
Отсек для верхней одежды.
Кухня.
Связь.
В обычных пассажирских Ту-134А здесь второй туалет.
Здесь туалет один, зато с традиционным иллюминатором.
Задний отсек для багажа.
К августу 2002 переделки коснулись всех «СХ», кроме RA-65929, а наш стал последним выпущенным и оставшемся в идеальном состоянии.
Вот такая красота!
Ждите фотки кабины.