Российские психологи пришли к мнению, что 3 года – это идеальный возраст ребенка для того, чтобы освоить первую ступень в образовании – начать посещать детский сад. Что ждет вашего малыша в дошкольном образовательном учреждении? Не станет ли он для ребенка стрессом? Ведь малышу придется осваивать непривычную обстановку, учиться общению со сверстниками, слушаться и уважать старших, постигать правила поведения в обществе, играть в коллективе, самостоятельно одеваться, кушать, убирать игрушки, соблюдать тишину на занятиях и многое-многое другое. Но ребенок не останется без поддержки в отсутствии мамы: помогать ему в адаптации к первому коллективу будет психолог детского сада.
Многие родители понимают, для чего нужны врачи и учителя, но не знают, зачем в детсаду нужен психолог и чем конкретно он занимается. Некоторые опасаются: «Если с моим ребенком работает психолог, значит у малыша есть какие-то отклонения?».
Давайте разбираться: так ли это, какие обязанности у психолога в работе с детьми дошкольного возраста и что за проблемы он помогает решать?
И педагог, и психолог, и друг
Отдавая своего малыша в детский сад, родители имеют право выбора: принять услуги психолога или отказаться от них. В любом случае, их попросят дать письменное согласие или отказ от психологического сопровождения ребенка.
Обязанности педагога-психолога очень важны как для ребят, так и взрослых – их мам, пап и детсадовского персонала. Родителям не нужно бить тревогу, если с их малышом работает психолог, он не врач и в саду не для того, чтобы немедленно диагностировать страшные болезни у воспитанников. Не стоит переживать и о том, что результаты тестирований станут известны кому-то еще: одно из этический профессиональных правил психолога – соблюдение строгой конфиденциальности.
Основная работа психолога — узнать о ребенке как можно больше, чтобы сделать его пребывание и обучение в детском саду комфортным и полезным. Специалист проводит тесты в виде игровых занятий, которые помогают определить психотип малыша, нюансы его поведения, склонности характера, выявить таланты и тревоги.
Родителям психолог поможет понять и принять новый самостоятельный статус малыша, выяснит жизненную ситуацию внутри семьи. А воспитателям даст рекомендации не только по обучению, но и в построении дружеских отношений с ребятами.
По факту психолог для детей – это и психолог, и педагог, и старший друг. Ведь выявить причины нарушений развития и скорректировать психику ребенка способен грамотный психолог. Реализовать интересные развивающие занятия – также в компетенции педагога-психолога. Но без доверия и дружбы с маленькими воспитанниками не получится ни то, ни другое.
Какими методами должен владеть детский психолог?
Первостепенной задачей властей в нашей стране по-прежнему является охрана детства, поэтому в современном обществе требования к профессионализму людей, работающих в детском саду, достаточно высоки.
В образовательных учреждениях педагог-психолог – это обязательный штатный сотрудник и его образование предполагает освоение многих специфических знаний и навыков. Наш образовательный центр предлагает пройти дистанционный курс «Педагог-психолог в ДОУ» с присвоением квалификации «педагог-психолог».
Подопечные педагога-психолога – это малыши 3-7 лет, а потому все игры и занятия, которые проводятся в садике, должны быть составлены с прицелом именно на эту возрастную категорию: учитывать индивидуальные наклонности, черты характера, природные дарования и состояние здоровья каждого маленького воспитанника.
Для того, чтобы профессионально выполнять свою работу, детский психолог должен:
- уметь проводить упражнения и тесты в игровой форме;
- знать методы построения занятий, развивающих мышление, воображение, моторику;
- ориентироваться в следующих психологических тактиках: игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия;
- владеть знаниями в сфере нейропсихологии (кстати, по этому полезному, и даже необходимому для педагога-психолога, направлению есть специальный курс);
- постоянно повышать свою квалификацию.
Как строит свою работу психолог ДОУ?
Давайте подробней поговорим о функционале педагога-психолога в детском саду.
- Адаптация. Каждый ребенок нуждается в поддержке при адаптации к детсадовским новшествам. Многие детки по началу не осознают, где они находятся, как следует себя вести и зачем все это нужно. Это стресс для малыша, и работа психолога направлена на то, чтобы как можно скорее малыш почувствовал себя в садике естественно и комфортно. Работа проводится в группе и индивидуально, специалист ведет дневник и отмечает в нем пункты плана по адаптации новичков, беседует не только с малышами, но и с родителями и воспитателями. Конечная цель – осознание новым воспитанником себя частью коллектива, привычка и принятие новых условий, гармоничное существование в детском саду.
- Диагностика. Тут задача психолога – определить наклонности малыша и выявить возможные проблемы. Подружиться с ним, понять, что его волнует, что нравится, а что отталкивает. Диагностика диапазона знаний и умений воспитанника тоже входит в этот этап: психолог выясняет, освоен ли малышом горшок, умеет ли он пользоваться ложкой и вилкой, как ведет себя с другими ребятами. Проблемные моменты тоже выявляются в процессе работы – это особенности речи, нервозные привычки (ковыряет в носу, грызет ногти, сосет палец), задержка в развитии и прочие нарушения. По результатам диагностики детский психолог составляет план коррекционных индивидуальных занятий, а если обнаруживает серьезные отклонения, то сообщает об этом родителям и направляет малыша к узкому специалисту – логопеду, неврологу, психотерапевту, другому соответствующему врачу.
- Педагогика. Как мы помним, психолог – это тоже педагог, и всестороннее развитие детей в саду входит в его компетенции. Разработка развивающих и обучающих программ с учетом возраста и способностей ребенка, составление графика игр, проведение игровых психологических тестов для контроля динамики развития личности малыша – все это задачи специалиста на данном этапе. Консультирует педагог-психолог не только ребят, но и родителей, и воспитателей.
- Консультирование. На этом этапе психолог общается. Консультации могут быть личными (индивидуально с ребенком, с каждым из родителем, с ребенком и его родителями, с воспитателем) или общими (со всей детской группой, собрание родителей всех детей, родители и воспитатели, воспитатели и дети). В каждом таком интервью рассматриваются определенные вопросы и решаются задачи: помощь малышу в адаптации, советы родителям, планы игровых занятий с детьми, разбор конфликтов и методы их решения. Цель психолога тут будет – прежде всего, помочь малышам, их папам и мамам вместе развиваться и учиться, а педагогам – дружить со своими воспитанниками и их родителями.
- Анализ. Аналитическая работа проводится педагогом-психологом для отслеживания поведения дошколят, роста их навыков и определения проблемных моментов. Психолог ведет отчетную документацию для курирующих образование в ДОУ организаций, выполняет аналитические задачи, предусмотренные федеральными государственными стандартами, ведет необходимые записи, составляет отчеты.
- Решение проблем и предотвращение конфликтов – тоже входят в компетенцию психолога. Это могут быть ссоры и недопонимания между самими детьми, или с участием взрослых.
Для детского психолога установлены четкие границы его действий, и существуют функции, которые он уже не вправе выполнять.
Что можно, а что нельзя
Детский психолог имеет право:
- давать советы малышам, родителям, педагогам, которые помогут в адаптации дошкольников к детсадовским условиям;
- оказывать помощь в развитии личности деток и в их взаимодействии с миром и между собой;
- проводить аналитическую и корректирующую работу психологических ситуаций и конфликтов, которые возникают в условиях ДОУ;
- при помощи диагностики выявлять причины нарушения развития в детском возрасте;
- разрабатывать коррекционные и развивающие программы для взрослых и детей;
- следить за уровнем компетенции персонала, участвующего в воспитании детсадовцев;
- подготовить малышей к школе.
Детский психолог не имеет право:
- диагностировать заболевания;
- назначать лекарства и проводить лечение;
- разглашать выявленные результаты особенностей психики;
- настаивать на способах и обязательных манипуляциях в воспитании детей;
- проводить любые действия, которые могут нанести вред здоровью воспитанников ДОУ.
Детство бывает только раз
Итак, работа педагога-психолога носит помогающий и исследовательский характер, а проблемы, которые он не вправе решать, переадресовываются на родителей или специалистов определенного профиля – логопеду (при выявленных нарушениях речи), врачу (при отклонениях в здоровье), социальным службам (при обнаруженных проблемах в семье).
Но первая и главная забота педагога-психолога в ДОУ — увидеть в каждом воспитаннике уникальную личность и способствовать созданию гармоничной, комфортной и безопасной обстановки для ее развития. Так Профессионал-психолог помогает не только малышу, но и окружающим его взрослым получать удовольствие от совместного исследования мира, наслаждаться каждым моментом этого долгого пути, ведь детство бывает только раз.
Фото: canva.com