Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Это не БМП-1, а гораздо более редкий БРМ-1К. Рассказываю, чем отличался и для чего был сделан

Про БМП-1 знают многие, но я нашел гораздо менее известную машину, которую выставили в недавно открытом Парке Патриот в Коврове Владимирской области.

Он стоял рядом с БТР-50 ПУМ, о котором я уже рассказал вам в отдельном материале. Сегодня речь пойдет про БРМ-1К «Коршун».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Окончание войны актуализировало для Советской Армии проблему отсутствия амфибийной бронетехники, которая могла бы с высоким темпом форсировать водные препятствия.

В случае вероятного конфликта с Западом, ведение боевых действий предполагалось на территории Центральной Европы с её многочисленными водными барьерами. Этот факт мог поставить советские войска в очень затруднительное положение.

В свете этого, к концу 40-х годов были разработаны и приняты на вооружение разнообразные переправочные средства, плавающие автомобили и транспортёры.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Несмотря на это, разработка полноценных боевых амфибий давалась советским конструкторам непросто. По завершению войны была поставлена задача в короткие сроки разработать плавающий танк и бронетранспортёр с максимальной степенью унификации.

ТЗ было отдано двум конструкторским бригадам ВНИИ-100. Задание определяло массу бронемашины в 13-14 тонн, вооружение в виде 76-мм пушки и бронирование до 10 мм.

Так на свет появился объект 740, принятый на вооружение Советской Армии 6 августа 1951 года под обозначением ПТ-76.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Однако, несмотря на отличные водоходные качества, ПТ-76 имел недостаточную удельную мощность и посредственное бронирование, которое «протыкалось» крупнокалиберным пулемётом.

Идейным же преемником ПТ-76 стала командирская боевая разведывательная машина БРМ-1К «Коршун» (Объект 676), задачей которой являлась инструментальная разведка в пользу сухопутных войск.

С учётом накопленного эксплуатационного опыта и конструкционных решений, инженерами Челябинского тракторного завода было решено использовать БМП-1 как базовую машину для создания БРМ-1К.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Технически разведмашина во многом схожа с БМП-1: моторно-трансмиссионное отделение находится в передней части корпуса, боевое отделение охватывает центральную и кормовую часть, место для десанта расположено в корме машины.

Башенная часть и корпус БРМ-1К изготовлены из стальных катаных бронелистов. Живучесть машины определяется, помимо прочего, низким силуэтом, окраской защитного цвета и наличием термодымовой аппаратуры многоразового использования.

В качестве силовой установки был использован дизель УТД-20 с отдачей в 300 л.с. Это позволяло бронемашине массой свыше 13 тонн развивать 65 км/ч по шоссе и до 8 км/ч на плаву.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Подвеска – торсионная, индивидуальная с амортизаторами телескопического и пружинного типа на крайних узлах бортовой подвески.

Машина оснащалась самой передовой на тот момент навигационной и разведывательной аппаратурой, в числе которой был лазерный дальномер, прибор химической разведки, миноискатель и приемник-пеленгатор. При необходимости могла быть развёрнута стационарная антенна для дальней связи.

БРМ-1К получила боевое оснащение в виде 73-мм гладкоствольной нестабилизированной полуавтоматической пушки 2А28 «Гром», а также пулемёт ПКТ калибра 7,62 спаренный с пушкой.

Для поражения бронетехники были применены реактивные противотанковые гранаты ПГ-9 с дальностью стрельбы до 1 300 метров, пробивающие гомогенную броню толщиной до 300 мм.

Машина отличалась от БМП высокой стоимостью, хотя и спектр задач у неё был несколько иной.

Предполагалось, что с помощью БРМ будут определяться координаты важных целей, по которым в дальнейшем наносился (в теории) ядерный удар.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

А после этого, по изменённому ландшафту, БРМ должны были осуществлять проводку колонн, полагаясь на сложное навигационное оборудование.

Следует принять во внимание тот факт, что в те времена советское военное командование не рассматривала войны без применения в ней оружия массового поражения.

С 1973 года КМЗ было выпущено более 1 500 экземпляров БРМ-1К в различной оснастке.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Боевые амфибии активно применялись в ходе Афганской войны 1979–1989 гг., а также во всех локальных конфликтах на постсоветском пространстве с 1991 года и по настоящее время.

БРМ-1К поставлялись за рубеж и состояли на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора.

Увидеть вживую БРМ-1К не так просто. Это довольно редкая техника, в отличие от обычных БМП-1 и БМП-2, которые есть повсюду.

Кроме Коврова БРМ-1К есть в Парке Патриот в Каминск-Шахтинском, в подмосковном Музее отечественной военной истории в Калининградской области и в Новосибирске.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов