Найти в Дзене
AzurDrive

Так нельзя: 3 ошибки, которые делают даже опытные водители

Оглавление

Дороги полны неожиданностей: то новый «лежачий полицейский» без предупреждения возник, то асфальт в сплошных ямах, то лишний предмет посреди полосы валяется. Можно ли минимизировать опасность погнуть диск, порвать колесо, или, что еще страшнее, -— покалечить подвеску? Можно. Хотя большинство водителей каждый раз реагируют не так, как нужно, а ровно наоборот. Виноваты инстинкты. Но с ними можно бороться.

Превратить машину в калеку можно в два счета. К счастью, научиться не делать этого — тоже
Превратить машину в калеку можно в два счета. К счастью, научиться не делать этого — тоже

Ситуация № 1: «лежачий полицейский»

Что подсказывают человеку инстинкты, когда он видит опасность впереди? Остановиться, спрятаться или убежать. Естественно, что первая реакция человека, увидевшего возникшую на дороге опасность, — ударить по тормозам или постараться объехать её стороной. Но именно этого делать и не стоит.

Ошибка: удар по тормозам

Во-первых, при торможении вес автомобиля перераспределяется на передние колёса, а значит, на них приходится большая нагрузка. Во-вторых, при резком ударе по тормозной педали под действием сил инерции почти полностью сжимаются пружины передних амортизаторов. Из-за этого хода подвески не хватит для того, чтобы эффективно отработать наезд на препятствие, ведь оно довольно высокое.

То есть водитель жмёт на тормоз перед препятствием, а колёса и подвеска очень жёстко встречают удар. В дополнение к этому ещё и энергия смещённого вперёд центра масс автомобиля усиливает действие этого удара.

Боитесь разбить колесо о преграду — не тормозите. При наезде на препятствие с тормозом сила удара суммируется с силой торможения
Боитесь разбить колесо о преграду — не тормозите. При наезде на препятствие с тормозом сила удара суммируется с силой торможения

Как исправить

Заставить себя отпустить тормоз непосредственно перед неровностью (можно ещё и выжать сцепление или добавить газу). Благодаря этому появится ход, помогающий отработать препятствие: в момент, когда нога отпускает педаль тормоза, подвеска вновь разжимается, пружины подкидывают кузов. Передняя подвеска примет удар уже более разгруженной, что позволит легче проскочить препятствие.

Важная деталь: перед тем, как ударить по тормозам, посмотрите в зеркало заднего вида, нет ли за вами машины. Уж лучше подлететь на кочке и дать лишнюю нагрузку на подвеску, чем спровоцировать ДТП и разбить своей машине весь зад.

Ошибка: попытка проехать под углом

Почему-то многие считают, что если проехать через «лежачего полицейского» не в лоб, а по диагонали, это уменьшит угол наклона и снизит травматичность для машины. Но такой способ наоборот повышает нагрузку на подвеску, а помимо этого приводит к чрезмерному скручиванию кузова. Более того, создает угрозу ДТП — съехать со своей полосы на соседнюю, или что ещё хуже, встречную, в этот момент можно за пару секунд.

Как исправить

Если объехать препятствие не удаётся, лучше перестать тормозить и выровнять колёса. Это поможет распределить нагрузку на подвеску более равномерно. Так не будет лишнего скручивания, и удар придётся по прямо стоящему колесу (у которого и площадь меньше), и оно, хоть и с «травмой», но всё же перекатится через препятствие. В случае же наезда с повёрнутым колесом удар придётся по большей площади и, что еще страшнее, поперёк колеса, что более травматично и для него самого, и для подвески. Колесо не накатится на преграду, а перевалится через него.

Ситуация № 2: яма в асфальте

Дёрнуться в сторону при неожиданном возникновении опасности под ногами — нормальная рефлекторная реакция человека, но для водителя она вредна.

Хотите проехать яму с минимальным ущербом, поворачивайте руль в яму
Хотите проехать яму с минимальным ущербом, поворачивайте руль в яму

Ошибка: попытка увернуться от удара

Вы едете с нормальной для города скоростью в 60 км/ч. Впереди яма. Большинство водителей рефлекторно дёргают руль в сторону от этой ямы, чтобы не попасть в неё колесом. Но при этом автомобиль часто влетает в яму нагруженным колесом. Ведь в момент поворота руля вес переходит на одну из сторон, которая должна через секунду проехать по яме. Амортизаторы сжимаются, у подвески нет хода, поэтому в момент наезда колесо буквально выстреливает напряжённым амортизатором вглубь ямы. Это наносит повреждения всей ходовой части автомобиля.

Как исправить

Заставить себя побороть рефлекс и повернуть руль коротким движением не от ямы, а как раз наоборот — в сторону ямы, чтобы разгрузить ту сторону машины, которая проедет по дыре. Если яма вот-вот попадёт под левое колесо, руль поворачиваем влево. Так общий вес автомобиля распределится в большей степени на заднее правое колесо. Благодаря этому амортизаторы на разгруженной стороне разожмутся и в уже в рабочем положении отыграют проваливание в яму, сгладив удар по ходовой.

И наоборот, если яма под правым колесом, руль поворачиваем тоже вправо. Вес распределится на заднее левое колесо, а правое переднее проедет по яме. Так ушерб подвеске будет меньше.

Важная деталь : манёвр должен быть исполнен коротким поворотом руля туда-обратно. Он не должен быть слишком резким и долгим, особенно если дорога не очень сухая. В противном случае, если нет достаточного сцепления с дорогой, машина может вылететь с неё.

Обратите внимание

Многие водители, стараясь избежать встречи с препятствием, предпочитают объехать его по соседней полосе. Важно, во-первых, оценить, не спровоцирует ли это ДТП, а во-вторых, вспомнить, не попадают ли действия под штраф.

Напомним, согласно ч. 4. ст. 12.15 КоАП, за выезд на полосу для встречного движения предполагается штраф 5000 рублей или лишение права управления автомобилем на 4–6 месяцев. Ч.3 той же статьи уточняет, что «выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия» предполагает наказание штрафом от 1000 до 1500 рублей. Но что считать препятствием и каковы возможности его объезда? Есть нюансы. О них расскажем подробнее в следующих материалах.

*****

Статья подготовлена командой AzurDrive . Подписывайтесь на нас в социальных сетях, там мы публикуем много интересного для автолюбителей:

ВКонтакте: vk.com/azurdrive

Instagram: instagram.com/azurdriveru

Facebook: facebook.com/azurdriveru

Одноклассники: ok.ru/group/59292529918153

Спасибо за внимание и доброго пути!