Найти тему
ЖИТЬ дальше

Правда ли, что у вдов портится характер?

Оглавление

Есть такое мнение — что после смерти мужа женщины становятся злыми, раздражительными, им невозможно угодить, а еще — начинают сторониться людей... Так ли это и почему вдовы сильно меняются, и изменилась ли я сама?

Горе пропускает нас через жернова

Такая утрата, как смерть мужа, перемалывает нас в труху. Потеря смысла, жизненных ориентиров, боль, холод, крах всех планов, полная темнота впереди… Из этой трухи, этих осколков своей жизни мы потихоньку начинаем вылепляться заново. Но поначалу нам очень трудно, да что там — невозможно! - вести себя, как раньше.

У нас меняются приоритеты. Меняется отношение к жизни и к смерти. Почти всегда меняется круг общения. Меняются интересы — что-то исчезает, а что-то появляется. Мы становимся другими, и нам приходится привыкать и к новой жизни, и к новой себе. Учиться лучше понимать себя, помогать себе, учиться любить себя такой — новой, с болящим сердцем, почти без надежды на лучшее, с раной в сердце и полной путаницей в голове...

Как объяснить, что мы чувствуем?

Окружение нам сочувствует, и вполне искренне, но понять нас не может… да и как это словами объяснить? Обычно для доступности мы применяем сравнения, эпитеты. «Мне так плохо, что…» и дальше какая-нибудь подробность. Лучше с цифрами. "Мне так плохо, что я похудела на 5 кг". - так понятно.

А если: "Я не могу спать, есть. Я не могу дышать! Меня изнутри разрывает!...» - разве такое скажешь? Не поймут… А как сказать, чтобы поняли глубину твоей боли?

«Я столько плакала, что зрение упало на 2 единицы»? Ну, доступно, с цифрами, но все равно не передает силу горя. Кстати, зрение у меня и правда упало. От слез или от чего другого — не знаю. Но за очень короткий срок…

Некоторые вещи и рассказывать страшно — еще психиатра вызовут! На первых порах и правда, мы ведем себя странно — то вещи нюхаем, то с фотографией разговариваем… Некоторые считают, что так долго плакать — это психоз, или неврологическое расстройство. «Уже два месяца прошло, пора успокоиться!» - что на это надо было ответить?..

-2

Получается, никак не найти общий язык с теми, кто нас встряхивает со словами — «соберись, хватит! Ты не изменишь ничего!»... Их можно понять, но то, что мы чувствуем, просто не высказать...

Чужое горе не болит...

Знаете, не раз в комментарии приходили женщины, похоронившие детей, и писали — нашли тоже горе! Муж! Вот у меня — вот это горе!

Ну что тут скажешь? Я отвечала, что молюсь о том, чтобы никогда не сравнить…

И если уж они не понимают, то как поймут те, у кого все в порядке? А самое ужасное, что некоторые искренне считают, что мы наказаны за что-то, или наши умершие мужья совершили какой-то грех. Может, в прошлой жизни. Короче, все неспроста, и вселенная лучше знает, кому жить. Вот у нас все хорошо, мы правильно все делаем. Ходим к врачам вовремя. То есть — мы лучше, а значит, и достойны быть живыми и счастливыми. Ох… Неужели люди и правда думают, что горе их никогда не коснется?..

Сочувствовать люди не умеют, но и мы — тоже...

Каждая вдова может подтвердить, что от шаблонных фраз сочувствия ее уже начинало трясти. «Держись», «время лечит», «все будет хорошо» и тому подобное. Но вспомните, а как мы сами вели себя в такие моменты, когда у кого-то умирал близкий человек? Да так же… И самое удивительное, через несколько лет вдовы, придя в себя, тоже говорят только что похоронившей мужа женщине - «держись!» Забывается, как сама ненавидела это слово…

Психика частично стирает память, защищает нас, закрывая самые ужасные моменты. И мы тоже не умеем сочувствовать. Конечно, теперь я стараюсь не произносить стандартных слов поддержки, просто обнимаю и говорю, каким человек был замечательным и как его будет не хватать. Но если речь о малознакомых людях, тоже могу ляпнуть - «держитесь»…

Иногда побыть одной - на пользу - помогает навести в душе хоть какой-то порядок...
Иногда побыть одной - на пользу - помогает навести в душе хоть какой-то порядок...

Эмоции никуда не денешь

Практически каждая женщина в горе испытывает злость на судьбу и гнев на несправедливость этого мира. Иногда расстраивают и даже раздражают влюбленные парочки, счастливые супруги. Могут вызвать злость непрошеные советы поискать себе уже кого-нибудь другого. И это вполне нормально. Но эмоции — не характер. Они приходят и уходят. И возвращаются опять и опять… И нам п риходится с ними жить.

А еще накрывает чувство вины. Или поиск виноватых… Это потому, что никак не смириться, и хочется восстановить какую-то призрачную справедливость, что ли…

Эмоции приходится скрывать, ведь нужно работать, выходить на люди, отвечать на вопросы. Скрывать можно, но подавлять, не давать выхода — не надо! Иначе ударит по здоровью — сердцу, желудку. На нервной почве, сами понимаете, что угодно можно получить...

Правда ли мы хотим остаться в одиночестве

Со стороны может показаться, что мы не хотим никого видеть. Иногда — и правда, не хотим… Но чаще всего просто отгораживаемся от неуместных фраз, от нравоучений. Но это не означает стремления к полной изоляции! Понимающий друг — это то, что нужно каждому в трудные минуты! Оставаться одной не стоит, напротив, хорошо, если есть кому о вас позаботиться — приготовить чай, выслушать…

Морально тяжело встречаться с друзьями, которые помнят вас как неразлучную пару. Не хочется идти (на первых порах — точно) в шумные компании. И не всегда из-за своих внутренних проблем. Еще и потому, что окружающие часто смотрят на нас совсем по-другому…

Изменилась ли я за прошедшие годы? Конечно. Но точно не стала хуже или нелюдимее. Я стала мудрее и сильнее. На многие важные в прошлом вещи теперь смотрю с улыбкой — какая ерунда! Могу спокойно говорить о своей потере. И даже пытаюсь поддерживать других. Знакома с другими вдовами, у каждой своя грустная история, но все — светлые и очень добрые женщины...

Так что не портится у нас характер!

Жизнь у нас испортилась...

После сильного дождя всегда выглядывает солнышко! Нужно просто дождаться...
После сильного дождя всегда выглядывает солнышко! Нужно просто дождаться...