В ходе советско-украинско-польской войны в 1919-1920-м годах в руки польской армии попало два броневика Пирлесс, один из которых был в 20-м году модернизирован, хотя конечно ослабление боевых возможностей сложно назвать модернизацией. В таком видоизменном виде боевая машина прослужили в Войске Польском до 1928 года.
Страна: Великобритания/Польша(модернизация)
Производитель: Wolseley Motors Ltd/Centralne Warsztaty Samochodowe (CWS) (модернизация)
Год выпуска: 1920 (модернизация)
Применение: Польша
Кол-во построено: 1 (2?)
Экипаж: 7
Бронирование: 0,28 дюйма (7,8 мм)
Вооружение: 3х7,62-мм пулемет Максим
Шасси: Peerless TC 3-ton
Двигатель 4-цилиндровый бензиновый, 32 л.с.
Эта статья о моторных блиндированных орудиях на шасси грузовиков Пирлесс входит в цикл статей о зенитных машинах, построенных в Великобритании. Предыдущую статью о зенитных броневиках на шасси Пирлесс, модернизированных в Эстонии, можно прочитать здесь: Зенитки для царя и против красных. Peerless armored AA Lorry. 1919. От "Кречета" к "Домовому" через "Сына Севера".
Летом 1919 года польская армия подбила в Восточной Галиции бронеавтомобиль на шасси Пирлесс. Это была одна из машин, которая воевала в составе Галицкой армии - армии Западно-Украинской Народной Республики (Західно-Українська Народна Республіка) или коротко ЗУНР. Броневик попал в руки украинской стороны при "украинизации" Российской императорской армии. Так как части Галицкой армии создавались на базе сечевых стрельцов (украинских национальных частей в австрийской армии), броневик попал им в руки от УНР после подписания 22 января 1919 года Акта Злуки между УНР и ЗУНР. Более неудачного государственного образования чем ЗУНР сложно было себе даже в условиях того времени представить - кроме того, что вновь образованная Польша считала эти земли своими, на них одновременно претендовали еще и Румыния с Чехословакией. И это при том, что например во Львове украинское население (даже считая русинов) не составляло и четверти, а всего по стране украинцы и русины составляли чуть более половины.
1 ноября 1918 года после объявления о создании ЗУНР практически автоматически началась украино-польская война. В тот же день румынская армия оккупировала Буковину с Черновцами. 21 ноября польские войска взяли Львов, а 15 января 1919 года Закарпатье включая Ужгород и Мукачево было занято чехословацкими войсками. В итоге к началу июня под контролем Галицкой армии и правительства ЗУНР остался только "треугольник смерти" на границе с ЦНР. Тем не менее 7 июня Галицкая армия начала "Чортковское наступление" (Чортківська офензива, Чортківський наступ), в ходе которого к 24 июня части украинской армии вышли ко Львову. Но уже 28 июня поляки начали контрнаступление, в ходе которого Галицкая армия, успев повоевать и с РККА была выбита с территории Галичыны. Именно в ходе отступления в руки наступавших поляков и попал броневик Пирлесс, уже без автоматической 40-мм пушки, которую сняли за отсутствием патронов ещё предыдущие хозяева.
Броневик стал первой трофейной машиной, которую можно было, в отличие от "самопальных" львовских броневиков использовать в реальной войне, он был включен в 1 отряд бронированных автомобилей (1 pluton samochodów pancernych) вместе с Джеффери и Гарфордом, причем в этой компании Пирлесс играл роль пулемётной машины с 4-мя пулемётами на борту. В боевых условиях отряд использовали в апреле 1920-го в ходе преследования РККА в районе Житомира при так называемом Киевском наступлении. Пирлесс использовался как передовая машина подразделения. В ходе одного из боев в районе Коростышева 1 отряд бронированных машин попал в классическую "татарскую" засаду. Наткнувшись на красную конницу, командир отряда, удивляясь, что конники отходят вдоль дороги, бросился их преследовать. В итоге броневики, оторвавшись от перемещавшейся на грузовиках пехоты, попали в тщательно организованную артиллерийскую засаду. Развернуться под огнем или проскочить обстреливаемый участок не было возможности, Пирлесс остановился по диагонали на дороге, непрерывно ведя пулеметный огонь, в том числе и из ручного пулемета поверх крыши. И хотя орудия большевиков были размещены в лесу за разобранным мостом, сконцентрированный пулеметный огонь смог их подавить. По итогам боя снаряд пушки попал в артиллерийскую башню Гарфорда. Пирлесс вышел из этого боя без потерь.
Видимо после "упорного" наступления бронемашина и потребовала ремонта. В Центральных мастерских в Варшаве (Centralne Warsztaty Samochodowe (CWS) броневик отремонтировали и доработали. В ходе доработки Пирлесс получил крышу и пулеметную башню для станкового Максима. Еще два пулемета были подготовлены для стрельбы через проемы в левой, правой дверях и задней дверях, а так же через проем в лобовой броне. После ремонта в Варшаве броневик получил номер 545. По неизвестной причине личного имени Пирлесс не имел, хотя об этом просто может не быть информации. Второй броневик Пирлесс попал в руки поляков так же во время Киевского наступления в 1920-м, но вот о нём нет вообще никакой информации, кроме того, что он был. Возможно вторым броневиком был Пирлесс сичевых стрельцов "Атаман Мельник". По состоянию на март 1921-го года один Пирлесс был в составе 3-го дивизиона бронеавтомобилей в Варшаве (3 dywizjon samochodów pancernych), а второй в отряде бронеавтомобилей в 1 танковом батальоне во Львове (1 batalion czołgów). После реорганизации Войска Польского в 1925-м году модернизированный броневик Пирлесс был переведен во 2-й эскадрон бронеавтомобилей в Варшаве, а в 1928 году списан и утилизирован.
Эта статья о моторных блиндированных орудиях на шасси грузовиков Пирлесс входит в цикл статей о зенитных машинах, построенных в Великобритании. Следующая статья о Пирлессе по имени Верный на службе в Добровольческой армии будет здесь: Зенитки против красных. Броневик Дроздовцев Пирлес "Верный". 1919.
Источники:
Станислав Кирилец, Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой «войны моторов» © Кирилец С. В., 2018 © ООО «Издательство «Яуза», 2018
https://dobroni.pl/artykul/samochod-pancerny-peerless/566016
http://www.weu1918-1939.pl/samochod-pancerny-peerles/
https://1920.gov.pl/12-sierpnia-1920/