- Факты и мнения
Неоднократно слышал от летчиков о том, что Ту-134 был самолетом, который "снисходительно" относился к ошибкам пилотов. В то время как его "большой брат" Ту-154 ошибок не прощал.
Пилоты с одинаковой любовью отзываются о "тушках", Кому-то больше нравится "старший" лайнер, кому-то "младший".
В этой статье поделюсь лишь некоторыми фактами и своими непрофессиональными мыслями. И буду рад, если поможете в обсуждении дополнить ее. Каковы главные причины того, что Ту-134 часто прощал ошибки? Что отличает его от 154-го?
Первое, что я узнал - это достаточно долгий срок разработки 134-й модели. В принципе, у нас уже был Ту-124. Созданный на базе Ту-104, он был доработан, чтобы не повторять его ошибок. Но, так или иначе, появилось задание на новую машину. Дело в том, что 124-й был требователен к аэродромам. А в 1960-м году стало ясно, что нам также нужен реактивный региональный перевозчик на замену Ил-14. Этот самолет должен садиться и взлетать с коротких полос, иметь дальность около 2000 км, скорость 800-900 км/час и вмещать от 40 пассажиров.
Несмотря на то, что Ту-134 явился глубокой модернизацией Ту-124, то есть имел уже прототип, разработку вели целых 7 лет с 960-го года. Только в 1967 году был совершен первый коммерческий рейс. Самолет действительно создавали с высокой тщательностью не только для удобства пассажиров, но и пилотов.
Второе. Самолет "родился" из проекта, который предполагал участие самолета и в "военной" профессии, параллельно с гражданской. Не нашел пока точной информации. Но по словам бывшего бортинженера Ту-134 Сергея Прищепо, именно интереса военных к этому проекту, у самолета был предусмотрен тройной запас по прочности. Это касалось не только чисто прочностных расчетов, но и повышенной надежности систем дублирования. Так, Прищепо вспоминает, что в самолет много раз попадали молнии, и при этом никогда не было серьезных последствий. А однажды в его рейсе в самолет попала шаровая молния и разрядилась внутри самолета, повредив системы электроснабжения как раз незадолго до посадки. Дублирующих систем оказалось достаточно, чтобы штатно сесть в аэропорту.
Третье. И, возможно, самое существенное. Расположение двигателей в хвосте здесь было таким же, как у Ту-154, но не совсем. Дело в том, что "малый" самолет двухдвигательный, а "большой" - трехдвигательный.
При очень похожих схемах планера, крыла и хвостового оперения, три двигателя в хвосте это ощутимо большая масса. А это значит, что центр тяжести Ту-154 смещался несколько больше назад по сравнению с Ту-134. Поправьте меня, если я неправ. Более заднее положение центра тяжести могло немного понизить продольную устойчивость. Но в этом "немного", возможно, и кроется разница между "прощением" и "непрощением" ошибок пилотов.
Четвертое. Тут я могу ошибаться. По словам летчиков и того же Сергея Прищепо, управление на Ту-134 позволяло "руками чувствовать" все, что происходит с самолетом. А на Ту-154 управление передавалось гидравлике с электроприводами. Так ли это? Буду рад комментариям специалистов.
Вот такой небольшой список.
Тема очень интересная, и здорово бы вместе разобраться, чем же меньший брат отличался от "большого брата" :) Тем более, что слышу разные мнения, включая и такие, что оба самолета были приблизительно одинаково чувствительны по отношению к ошибкам в пилотировании.
Спасибо вам за интерес. Делитесь, пожалуйста, своими мыслями. И до встречи в новых заметках и статьях.