Найти тему
Russos

Проект Московского метро инженеров П. И. Балинского и Е. К. Кнорре 1902 года.

Этот проект известен и неоднократно обсуждался. Про него написано много статей, правда, в основном, копипаста друг у друга.

Но у меня в архиве хранятся фотографии страниц какой-то книги от 1903 года в которой подробно описан проект инженеров Балинского и Кнорре. Судя по дате создания файлов, её пересняли в архиве в 2007 году. Мне её прислал Сергей Трушин, а вот когда — увы, не знаю.

Когда я готовил лекцию про Кольцевую линию, то нашел эти файлы и решил с вами поделится. Материал, конечно, для истинных ценителей истории метрополитена, но в целом будет интересным и широкому кругу лиц.

Первая страница доклада.
Первая страница доклада.

Доклад № 1

Московской Городской Управы и Железнодорожной Комиссии

По проекту устройства в городе Москве внеуличных городских железных дорог большой скорости.

31 января 1903 года.

26 мая 1902 года поступило предложение г. Московскому Губернатора на имя Городской Головы от 24 мая 1902 года за № 1521 нижеследующего содержания:

«Инженеры Е. К. Кнорре и П. И. Балинский обратилиь к Его Императорскому Высочеству Московскому Генерал Губернатору с докладной запиской, в которой пологая основание своевременности и необходимости устройства в г. Москве внеуличных городских железных дорог большой скорости, ходатайствуют о рассмотрении в надлежащих инстанциях выработанного ими проекта. Вследствии чего Его Императорское Высочество, препроводив копию с докладной записки гг. Кнорре и Балинского, предложил мне передать означенное ходатайство на рассмотрение Московского Городского Общественного Управления и о последующем своевременно Ему представить.

Об этом имею честь уведомить Ваше Сиятельство для соответствующих распоряжений, с приложением копии с означенной докладной записки, прося о последующем мне своевременно предоставить, с возвращением приложения.

Приведу заключение Императорского Московского Археологического Общества по этому проекту, которое было опубликовано.

10-е Приложение к докладу № 1 — 1903 года

Императорское Московское Археологическое Общество, по подробном и всестороннем, рассмотрении данных, представленных Московскою Городскою Управою, согласно ходатайства Общества, по проекту внеуличных дорог большой скорости, пришло к нижеследующему заключению.

Проект гг. Кнорре и Балинского поражает дерзким посягательством на то, что в городе Москве дорого всем русским людям, для которых Москва является по святыням, по историческим воспоминаниям и древним сооружениям глубоко чтимым памятником.

Необъяснимое отношение к святыням, при осуществлении всего проекта, выражается в нарушении целостности Казанского собора для устройства под ним туннеля и в том, что не пощадил проект также церквей: Св. Николая Мясницкого, Свв. Флора и Лавра, Иоанна Предтечи на Малой Лубянке, Введения Божей Матери на Лубянке, Св. Геогия. что на Красной горке, Св. Николая вГнездниках, Воскресения в Брюсовом переулке, Успения в Газетном переулке, Св. Николая Москворецкого. Все эти храмы, основание которых восходит в XVII и даже XVI вв., подлежат по проекту Балинского и Кнорре отчуждению и сломке.

Другие храмы, как, например, церковь Трех Святителей у Красных ворот, Николая Чудотворца на Ордынке, Св. Духа у Пречистенских ворот и другие, в виду близости эстакады, которая в некоторых местах приближается к храмах на расстояние трех аршин — умаляться в своем благолепии. Особо чтимая святыня, икона Боголюбской Божей Матери, находится на древней башне у Варварских ворот, на площади, где в день праздника иконы собираются десятки тысяч народа. Проектируемая эстакада перерезывает это место площади и подходит почти непосредственно к часовне.

К ограде Страстного монастыря и трапезному монастырскому храму примыкает вокзал вышиной до 7 саж. (ок. 15 метров), что совершенно не допустимо.

Красная площадь и местность, прилегающая к Покровскому собору, имеющие особое историческое значение, обезображиваются видом громадного центрального вокзала и примыкающих к нему путей.

Переходя к гражданским памятникам г. Москвы, мы видим, что Красные ворота заслонены эстакадой. Сухарева башня не только заслонена проходящей перед ней эстакадой, но к ней примыкаете эстакадная станция. На месте назначенном для памятника Гоголя, проектирован вокзал. Эстакада совершенно обезображивает вид на памятник Пушкину.

Близ храма Христа Спасителя, сход от храма к реке перекрывается эстакадой, которая проходит близ памятника императора Александра II, заслоняя вид на памятник из Кремля.

Вид на самый Кремль, гордость Москвы, обезображивается охватывающей его дорогою со стороны Кремлевских садов. Здесь, в первом саду дорога идет открытою траншеею, затем выходит сверх уровня земли и проходит под Троицким мостом, ныне возобновленном в древнем виде. Этот мост должен подлежать передалкам для прохода дороги. Далее дорога по саду идет эстакадою, которая проходит через Боровицкий мост, перед самою башнею, так что в Боровицкие ворота проникать будут под эстакадой.

Приведенные данные достаточно указывают как глубоко и близко затрагивает проект внеуличных железных дорог интересы Императорского Московского Археологического общества, но эти данные не исчерпывают всего обезображения города Москвы, его бульваров, площадей и улиц, обезображение которых ясно видно при рассмотрении всех подробных профилей и разрезов сооружений.

О вышеизложенном Императорское Московское Археологическое Общество имеет честь довести до сведения Вашего Сиятельства и вместе с тем считает своим долгом принести Вашему Сиятельству глубокую благодарность за доставленную возможность ознакомиться с проектом гг. Кнорре и Балинского.

Подлинное подписал товарищ Председателя Комиссии по сохранению древних памятников К. Быковский.

Подводя краткий итог первым проектам, не только Балинского, могу сказать одно — хорошо, что не построили.

Проект Балинского и Кнорре по сути «закрыла» Московская городская дума, которая недавно выкупила концессию на трамвай у Бельгийского общества и готовилась получать прибыль. Буквально, грести деньги лопатами. А новая конкурирующая система транспорта, построенная по концессии и с помощью иностранного капитала ей не нужна была.

Во-первых, эстакады уродую город. Это на рендерах и рисунках они выглядят красиво.

А во-вторых, это был бы типичный капиталистический метрополитен, направленный на получение прибыли. Ни об удобстве пассажиров, пересадок и подвижного состава тут говорить не приходится. Потом все это пришлось бы перестраивать.

Впервые вашему вниманию предлагается весь этот доклад с приложениями. К сожалению, побилась одна страница — № 60 в приложениях.

Доклад можно скачать по ссылке — https://yadi.sk/i/Frr8NYK646Y2Ng

Действительно, такая вот загогулина — две кольцевые линии метро и общая станция в районе Пречистенской набережной и 1-го Зачатьевского переулка.