Найти тему
Наталья Баева

Можно ли "всех научить всему"?

Иными словами - можно ли всех учить по единым программам?

Три самые непостижимые загадки природы – Космос, Океан и Мозг человека. И Мозг, очевидно, самая загадочная. Достаточно вспомнить, что относительно хорошо изучены только функции коры головного мозга, не более 10% от его массы. Для чего остальные 90%, которые обобщённо называются «подкоркой»? Потомки выяснят…

Многие психологические функции локализованы в коре, в разных её участках, и доказан был этот факт сравнительно недавно, в конце ХIХ – начале ХХ века, когда хирурги собрали истории болезни раненых в голову – и систематизировали их.

А началом поиска стали наблюдения французского анатома Брока за людьми, вследствие травм лишившимися дара речи. После их смерти вскрытие неизменно показывало разрушение задней части нижней лобной извилины левого полушария. Было доказано, что это – речевой центр. Теперь его называют центром Брока.

А если люди говорят, но перестают понимать обращённую к ним речь? Это – размягчение коры в задней трети верхней височной извилины. Тоже в левом полушарии.

Картина получалась приблизительно такой:

-2

Удалось выяснить, где в мозге локализованы речь, логика, способность к анализу, зрительному и слуховому… Если бы удалось «открыть» центры ума и воли – какой это был бы прорыв! Но и то, что выяснили – имеет огромное значение для самопознания.

У двух полушарий мозга – разные функции! И очень у немногих взаимодействие между полушариями гармонично.

Сегодня эта теория оспаривается и отрицается на том основании, что передача сигналов в мозге "передаёт" функции другим участкам. Вплоть до того, что человек может полноценно жить и с одним полушарием, если другое отмирает постепенно. И всё же - как не видеть очевидного?

Большинство людей явно относятся к одному из двух типов – левополушарному или правополушарному. Или логический тип

мышления – или образный.

Первым для усвоения нового необходима логика, взаимосвязь, структурированность материала. Каждое новое положение должно логически вытекать из предыдущего.

-3

Вторые практически не усваивают информации, не окрашенной эмоционально.

-4

Например: порядок цветов в спектре известен всем. Логично запомнить его так: красный, жёлтый, синий – основные цвета. При их наложении получаются переходные – оранжевый, зелёный и фиолетовый.

А эмоционально? «Как Однажды Жак-Звонарь Городской Сломал Фонарь». Представил эту забавную сценку – и запомнил навсегда.

«Левополушарным» людям очевидна логика, стройность, красота построений алгебры, геометрии, им ясно, что из чего следует в физике.

А «правополушарных» словно пугает информация, за которой нет образа. Вот и сочиняют то про «пифагоровы штаны», то как «тело, впёрнутое в воду, выпирает на свободу». Величайшую благодарность у людей этого типа заслужил бы гений, переложивший алгебру в стихи!

В то же время в мире художественных образов, в литературе, в истории эти люди ориентируются легко и свободно.

Пятнадцатилетнему подростку порекомендовали для дальнейшего обучения специализированную физико- математическую школу. Но, чтобы туда поступить, нужны хорошие оценки по всем предметам – у него же по истории не получалась даже минимально – приличная…

Учительница ничего не могла понять:

- Если ты свободно ворочаешь такими цифрами, что тебе стоит

запомнить хотя бы даты?

Вундеркинд чуть не плакал:

- Но в них же нет никакой закономерности…

Эта история закончилась благополучно – желанная школа, Политехнический институт… Но в какой кошмар превратилась бы жизнь этого мальчишки, если бы родители сумели навязать ему свой выбор – исторический факультет, который закончили сами?!

-5

И всё же… разве несправедливо требование знать даты и факты родной истории? Неспособность или нежелание? Как это определить хотя бы для себя?

Вряд ли найдётся человек, рождённый нормальным, для которого непреодолима программа неполной средней школы – основы всех наук. Невозможно не иметь представления о разных видах человеческой деятельности. Ведь это было бы не только непозволительным сужением

кругозора, но и искусственным лишением человека свободы выбора.

Реальный разговор двух учительниц:

- Не понимаю, как можно научить человека рисовать? Мы вот с сыном рисовали машинку… В конце концов приложили игрушечную – и обвели. Это уж или дано – или не дано…

- А я подозреваю в гениальности вас – для меня непостижима математика. Но – с какой темы она непостижима для ваших «тупиц»? Неужели с таблицы умножения?

- Ну что вы… Таблица умножения – это для всех.

- Так в рисовании есть своя «таблица умножения» - тоже для всех…

Именно этим учительница рисования и занималась – с линейкой и циркулем в руках из урока в урок показывала, КАК строится рисунок. Закономерности такие же строгие, как в чертежах! Ученики повторяли поэтапно, шаг за шагом, и получалось - У ВСЕХ!

А почему мы все предпочитаем книги, в том числе и учебники – с картинками? Это – тоже образный материал, помогающий понять и запомнить, а то и эмоционально пережить.

Эта тема требует дальнейших исследований – неясного много.

Казалось бы, если музыка – это непосредственное воздействие на эмоции, все музыканты правополушарны? Но почему тогда люди с ярко выраженным музыкальным дарованием не испытывают проблем с математикой? Более того – любят этот предмет. Неужели противоположности сходятся?

Если вы ещё сомневаетесь, к какому типу принадлежите вы сами, вот простой тест:

Переплетите пальцы рук. Если сверху у вас оказался большой палец левой руки – левое полушарие у вас доминирует. И такой результат наиболее вероятен – людей с правой доминантой относительно немного. Примерно один из десяти.

Ещё тест. Вытяните перед собой руку с ручкой, стоящей вертикально. Глядя двумя глазами, совместите её с каким- нибудь достаточно отдалённым предметом (углом комнаты, например). Теперь поочерёдно закрывайте глаза. Ручка «смещается». В какую сторону? Если сдвиг влево – то и доминирующее полушарие у вас левое. И наоборот.