Любой человек в той или иной степени испытывает потребность ассоциировать себя с чем-то, что придаёт смысл существованию, позволяет ощутить важность и сопричастность чему-то большему.
Причиной возникновения такой потребности является субъективный характер восприятия окружающего мира, проявления которого человек в состоянии оценить лишь по отношению к тому, чему он доверяет и с чем себя ассоциирует.
Личность, помещающая то или иное явление, мнение или объект в основу своих убеждений и мировоззрения, начинает использовать этот объект как ориентир для оценки всего окружающего мира. В свою очередь, помещение такого объекта в центр оценочных координат приводит к утрате способности критической оценки самого ценностного ориентира, поскольку ориентир, положенный в основу личности, подобен измерительному прибору, которым возможно измерить всё, за исключением самого прибора.
В зависимости от уровня развития и направленности интересов, личность может ассоциировать себя с любой сферой человеческой деятельности с которой прямо или косвенно соприкасается. В том числе, ценностным ориентиром могут выступать семейные отношения и индивидуальные увлечения (хобби), профессиональная деятельность и карьера, спорт и искусство, политика и религия. В случае, когда интерес сфокусирован на конкретном человеке, возможно возникновение даже культа этой реальной или воображаемой личности — актёра или персонажа, музыканта или певца, художника или писателя, президента или активиста, бизнесмена или священника.
Эгоистичные и нарциссичные личности воспринимают в качестве ценностных ориентиров самих себя, в связи с чем нередко бывают характеризуемы как эгоцентричные — личности, в центре интересов которых находится их собственное эго.
Несовпадение ценностных ориентиров приводит к затруднению коммуникации, межличностным и даже групповым конфликтам. При этом невозможность критического подхода к собственному ценностному ориентиру делает неэффективными споры о ценностях и попытки убеждения в их несостоятельности.
Научные исследования по теме публикации: Теория социальной идентичности и классические эксперименты А. Тэшфела, Д. Тёрнера и других (ингрупповой фаворитизм - аутгрупповая враждебность, "мы"-группа и "они"-группа).