Давайте скажем сразу — бороться с усталостью и сонливостью за рулем, заставлять себя ехать дальше в таком состоянии категорически нельзя. Это прямой путь к ДТП, которое в лучшем случае обойдется вам дорогостоящим ремонтом автомобиля, а то и нескольких. Про более серьезные последствия в виде травм даже упоминать не станем. Истина вроде бы прописная, но сев в автомобиль многие про нее забывают. Более того, управлять автомобилем в состоянии утомления запрещено согласно Правилам Дорожного Движения (п. 2.7).
В Центральную Россию пришла весна, близится открытие дачного сезона и сезона отпусков, а значит многим предстоят дальние поездки, а не только по маршруту «дом — работа». В связи с этим нелишним будет напомнить, когда наступает усталость, даже если вам кажется, что ее нет, и что делать если вы в дороге, но чувствуете, что «на пределе».
Чем опасно состояние утомления или сонливости
Вещи очевидные, но напомним.
- Снижение скорости мышечной реакции.
- Визуальные галлюцинации особенно в темное время.
- Неспособность адекватно оценить дорожную обстановку.
- Длительное время на принятие решения.
ГИБДД напоминает!
Пресс-служба ГИБДД опубликовала такие цифры, со ссылкой на медицинские исследования — состояние утомления начинается через 3,5-4 часа при движении с постоянной скоростью 90 км/ч. Через 6-7 часов утомление становится явным.
Что способствует усталости и засыпанию за рулем
- Более высокая скорость может сначала «бодрить», но следует помнить, что человек непроизвольно напрягается тем больше, чем выше скорость и усталость наступает быстрее.
- «Усыпляют» и движение в темноте за другим автомобилем, так как у вас не меняется картинка и вы видите перед собой только красные габариты — срабатывает эффект «гипноза».
- В дождь, мало того, что само по себе понижающееся давление усыпляет, так еще и «помогают» мелькающие постоянно щетки стеклоочистителей.
- Как бы мы не заботились о наших близких, но мирно посапывающее семейство, в то время пока вы мчите по шоссе тоже усыпляющий фактор.
Это не значит, что надо бояться поездок «на дальняк», но организм к ним лучше подготовить.
Как не уснуть и меньше устать в дальней поездке
- Выспаться накануне. Неожиданно, правда? Хорошо отдохнуть перед длительным нахождением за рулем — самое первое и важное правило. Без этого все прочие советы бесполезны.
- Не выпивать накануне. Даже бокал пива выпитый вечером перед поездкой может оказаться «лишним». Дело даже не в том, что при проверке что-то покажет алкотестер инспектора. Скорее всего нет, если вы не усердствовали. Но даже при минимальной дозе следы алкоголя, продукты его распада остаются в организме не менее 2 суток и заметно влияют на работоспособность.
- Перед поездкой проверить и настроить посадку за рулем . Чем она правильнее, тем меньше нагружены ваши мышцы, тем дольше вы не устанете и сохраните работоспособность.
- Не пытаться «махнуть» большие расстояния в один присест. Делайте остановки для разминки каждые 200-300 км.
- Спланируйте маршрут так, чтобы раз в 400-500 км остановиться передохнуть хотя бы на час.
- Берите с собой запас воды для питья умывания.
- Попросите пассажиров следить за вашим состоянием. Очень часто бывает, что водитель незаметно для себя перестает контролировать ситуацию и засыпает. При небольшом опыте момент, когда пора остановиться можно поймать со стороны.
Какие способы «взбодриться» бесполезно использовать
- Крепкий кофе. У дальнобойщиков есть даже особый термин «эффект 20 километра». После кратковременного прилива бодрости примерно через 25-30 минут — при средней скорости большегрузов 95-96 км/ч это как раз 20 километров, начинается обратный, практически усыпляющий эффект. Лучше крепкий чай. Но не переборщите — это нагрузка на сердце.
- Энергетические напитки. Они могут дать определенный кратковременный эффект, но самое негативное, могут поселить в вас ложное чувство уверенности в собственной бодрости.
- Пение, крик или смех.
Что делать если поняли, что усталость уже навалилась
Единственное и главное, что следует делать в таких случаях — остановиться и поспать. Если вы грамотно спланировали маршрут, то в отеле / мотеле. Если просчитались — хотя бы в машине откинув сидение.
Все приведенные выше способы «взбадривания», как и умывание, зарядка на обочине, хороши пока вы в общем бодры и не утомлены. Если усталость такая, что вы понимаете опасность дальнейшего движения, вам необходимо поспать, и в идеале примерно столько, сколько вы были за рулем.
Все попытки «зарядиться» любыми напитками, гимнастикой или чем либо еще дадут кратковременный эффект и вымотают вас еще сильнее. А с учетом рассеянности внимания и возможной неготовности к быстрому изменению ситуации на дороге риск ДТП возрастает кратно.
Итого
- Отдых перед поездкой.
- Планирование маршрута.
- Внимательно следить за своим состоянием.
- Устали — спать. Никаких «допингов».