Найти в Дзене
МоториУМ

Знакомый моторист рассказал про масло 0W-30 и 0W-40: для каких оно машин и чем различается

Оглавление

И вообще о чем говорят «нули» в индексах масел.

Я вот что подметил: машины становятся все более одинаковыми, а масла – разными. Кому нужны эти сложности? Зачем столько всяких обозначений на маслах, если тип мотора всегда один – ДВС?

Цифры и буквы

Умение читать цифры индексов на канистрах – дело не ахти какое сложное. Но многие все равно не помнят толком, что они означают, да и индекс подходящего их машине масла помнят не всегда, чаще даже марку помнят, а не цифры.

Вообще, человеку это особо и не нужно. Приехал в сервис, тебе масло поменяли, и вся любовь. Только не все доверяют сервисменам, хотят понимать

  • что именно залили,
  • из какой бочки залили это «что именно»,
  • залили ли именно то, что пообещали залить.

Лучший путь удостовериться – купить проверенное масло в проверенном месте (и масляный фильтр – тоже), приехать в мастерскую, где пускают в ремзону или есть стеклянная стена между комнатой клиентов и ремзоной, сидеть и «палить». Бывает еще, что при магазинах есть мастерские, в которых тут же зальют купленное масло и сделают это бесплатно. Удобно, но тоже неплохо бы посмотреть и убедиться…

И вот для самостоятельной покупки точно потребуется знать, что заливать. В мануале к машине прописано, но где он, тот мануал?! На сайтах «масленщиков» есть онлайн-сервисы подбора масла – тоже рабочая схема. Ну и продавец в магазине по VIN -номеру подберет, если что. Если опять же доверяете.

Но это все лирика. Я хотел про «ноль» рассказать.

Расшифровываем

Самое распространенное масло сейчас – 5W-30. Оптимально по вязкости и умению переносить мороз для обычных легковых моторов. Бензиновых или дизельных - не очень важно. Оно есть у всех производителей, может быть дорогим и дешевым. Если его делают в России, то оно сильно дешевле, по тысяче рублей за канистру. Фирменное будет дороже раза в два-три. А то и больше.

«Пятерка» спереди говорит о том, что масло «держит» до минус 30, то есть оно не загустеет, а вот в минус 35 уже «привет». То есть от числа перед W отнимаем 40, получаем температуру в градусах. Значит, «ноль» спереди говорит о том, что масло подходит для суровых зим.

Но зима у нас прошла, потому прямо сейчас актуальнее цифры после «дубль вэ». В нашем случае, 30 и 40. Это вязкость. Чем выше число, тем она больше. То есть масло гуще. Новые машины заточены под экономичность, а проворачивать густое масло – это тоже энергопотери. Так что автопроизводителя стремятся сделать вязкость меньше. Пусть маслице будет как слеза, тогда расход топлива уменьшится. 0 W -16, 0 W -20 – это как раз такие масла. Низковязкие. Они для гибридных силовых установок, новых и дорогих машин.

0W-30 и 0W-40 – это тоже редкие масла, но немного другое дело. Это будет полусинтетика или синтетика, и они будут совсем не дешевыми.

Вязкость у 0W-30 небольшая, морозостойкость – шикарная. Значит

  • потери двигателя на трение – низкие,
  • потери масла на испарение – низкие,
  • в холода масло быстрее поступает к деталям.

0W-40 – это более вязкое масло. Оно

  • хорошо защитит от износа,
  • подойдет для продленных интервалов,
  • выдержит морозную зиму.

Еще раз: это не значит, что в машину, заточенную под 5W-30, можно залить 0W-40, от того она станет меньше жрать масло, при этом лучше заведется в мороз, и все будет ок. Не исключено, что более вязкое масло будет хуже снабжать смазкой именно этот мотор, а его детали не выдержат выросшей нагрузки и быстрее выйдут из строя. Цель была другая: объяснить, что означают цифры, зачем такие масла делали.

Так что брать?

Теперь про «знакомого моториста» (как любят писать в Дзене), который на деле – ученый и практик.

Он говорит, что масло мотору нужно ровно такое, под которое мотор проектировали. Потому что там заложены математические расчеты и долгие испытания.

Идеально, если у масла будет еще и именной допуск автопроизводителя. За допуски «масленщики» платят, это дополнительная гарантия того, что в канистре окажется не жижа из общей бочки большого завода, а хорошее масло. А чем более редкое по индексу и современное масло вы видите, тем больше вероятность того, что оно лучше прочих массовых, кто бы их не производил. Но это не значит, что масло «с нулями» можно брать для моторов, рассчитанных на 5W-30 или 10W-40.