Найти тему
#PeterC

Турки будут строить огромный плавучий док для российских атомных ледоколов.

Турецкая верфь «Кузей Стар» (Kyzey Star) выиграла конкурс на строительство плавучего дока для атомных ледоколов «Атомфлота». Ни одна российская верфь не подала заявку на конкурс, потому что расходы на строительство судна в РФ превышают максимальную стоимость контракта.

Турецкая верфь «Кузей Стар» (Kyzey Star)   Источник kuzeystarshipyard
Турецкая верфь «Кузей Стар» (Kyzey Star) Источник kuzeystarshipyard

Плавучий док нужен России для ремонтов атомных ледоколов, особенно новой серии «Арктика» проекта 22220. Ведь для новых ледоколов ЛК-60, учитывая их габариты, почти нет подходящих доков. Длина дока будет 220 метров при ширине 48 м., высота понтона - 6 метров. Грузоподъемность - 30 тыс. тонн. Автономность судна - семь суток. Экипаж 30 человек. Срок службы дока должен быть не менее 40 лет. Док должен быть построен за 29 месяцев.

На конкурс было подано три заявки: «Кузей» (за 4,981 млрд руб.), турецкая «Денизлик Геми» (4,45 млрд руб.), и китайская «Чжиянгсу Дайчжин» (4,57 млрд руб.). Но двум последним компаниям было отказано в допуске к госзакупкам.

Верфь со спутника. Источник: GoogleMaps
Верфь со спутника. Источник: GoogleMaps

Российские верфи заявили что максимальная цена постройки дока, предлагаемая Росатомом, слишком мала. Но в Атомфлоте ответили, что док строится на собственные средства, и «8–9 млрд руб. у нас нет. А предложения, которые есть в России, превышают наши возможности», как сказал замглавы «Росатома» и глава Севморпути В. Рукша. Кстати, поэтому первый конкурс «Атомфлота», в котором могли принять участие только российские верфи, не состоялся. Ещё он отметил: «Новый док нам нужен к осени 2024 года».

Российские верфи готовы были строить док за 8,5 млрд руб. Но с учетом выросших цен на металл, сейчас эта цена была бы еще больше. Док имеет большую металлоемкость и требует установки дорогостоящего оборудования. Дальневосточная «Звезда» предлагала выполнить заказ за 5,2 млрд руб., но она не укладывалась в сроки. Сейчас в России нет свободных мощностей, готовых быстро и дешево построить док длиной более 200 м.

Турецкая верфь «Кузей Стар» (Kyzey Star)
Турецкая верфь «Кузей Стар» (Kyzey Star)

Проблема большинства российских верфей — это огромные накладные расходы. При этом, с учетом возможностей заказчика вносить корректировки, риски того, что цена будет гораздо больше максимальной, очень велики. А значит заказ может стать убыточным для верфи.

У «Кузей Стар» меньше накладных расходов и нет сложностей с закупкой оборудования, как у подпавших под санкции российских верфей. Турки уже строят два парома по 200 метров для линии Усть-Луга -Балтийск. «Мы строим, конечно, совместно с российскими заводами. У нас есть очень крупный партнер в Петербурге. Гордимся, что Россия дала нам возможность реализовать такой серьезный проект» - говорит дирекция «Кузей Стар». Для них конечно очень удачным был ремонт круизного лайнера «Князь Владимир» (он хорошо известен в секторе российских круизов по Черному морю). После этого сотрудничество с Россией для турок, к их неимоверной радости, стало расширяться.

У «Атомфлота» сейчас в Мурманске есть два плавдока – ПД-2 и ПД-3. Доки довольно старые и не могут принимать строящиеся сейчас новые атомные ледоколы (проекта 22220), но принимают ледоколы типа «Арктика» (проект 10520).

Существующие доки в Мурманске будут малы для новых атомоходов
Существующие доки в Мурманске будут малы для новых атомоходов

Так что новый плавучий док – нужен!

Источники rosatomflot.ru, zakupki.gov.ru, kuzeystarshipyard, kommersant.ru, googlemaps, мarinetracker,