Бытовые экономисты могут дать совет: вместо дорогого лекарства купи российский аналог. Одно и то же, а стоит дешевле. Иногда аналоговый препарат – дженерик – хорошая замена. А бывает, что после экономии больше потратишь на лечение «побочек». Страховщики предлагают так же поступить с запчастями: заменить дорогие иностранные детали дешёвыми российскими, чтобы ОСАГО не росло в цене. Но Центробанк категорически против.
Дешевле, но не лучше
Большая часть комплектующих, которые входят в так называемую ремонтную корзину, зарубежного производства. Это примерно 5 тыс. комплектующих, чаще всего страдающие в ДТП: фары, крылья, бамперы, багажники и т. д. Каждые полгода Российский союз автостраховщиков рассчитывает стоимость ремонтной корзины. Шесть месяцев назад цифры поразили – цены на детали выросли в среднем на 23% к 2019 году .
Новый перерасчёт показал небольшое снижение: в марте 2021 стоимость корзины увеличилась на 16% по сравнению с 2019, пишет «Коммерсант». Цены на комплектующие напрямую влияют на стоимость ОСАГО . Чем дороже запчасти и работы, тем дороже полис.
Однако Российский союз страховщиков утверждает, что полисы не дорожают. Средняя цена ОСАГО остаётся на уровне 2019 года – 5 440 рублей . Пока что страховщики не намерены повышать цены. Напротив, ищут способы сдержать рост цен.
РСА предлагает Центробанку включить в ремонтную корзину детали подешевле . Проблема в том, что бюджетные аналоги автоматически попадают в категорию некачественных, если стоят на 30% меньше оригинала . Но из-за скачка курса валют зарубежные детали дорожают порой больше, чем на треть. И получается, что хорошие отечественные запчасти выбраковываются только из-за разницы в ценах.
ЦБ отказался менять правила расчёта ремонтной корзины, зато разрешил страховщикам учитывать цены на детали в онлайн-магазинах. Бывает, что в интернете запчасти стоят дешевле, чем в торговых точках.
Что будет с ценой на ОСАГО?
Итак, страховщики утверждают, что средняя стоимость полиса осталась на уровне 2019 года , и обещают сдержать подорожание. Но детали – не единственное, что влияет на страховую премию.
Вспомним, что в сентябре 2020 года Центробанк расширил базовый тарифный коридор ОСАГО . Для владельцев легковых автомобилей тариф расширился на 10%, для юрлиц – на 20%, для таксистов – на 30%. Для части водителей страховка должна была подешеветь. Для других, напротив, вырасти.
На стоимость полиса также влияют новые правила расчёта премии : страховщики теперь могут учитывать индивидуальные факторы в цене ОСАГО. Но «индивидуальным фактором» может быть что угодно: цвет и тип кузова авто, пробег, семейное положение владельца, наличие детей… Получается, надо заранее узнавать у своего страховщика, что входит в цену.
Автомобилисты начали жаловаться на подорожание страховки в октябре 2020 . РСА ещё тогда утверждал, что цена выросла незначительно – с 5 409 до 5 437 рублей. По данным независимых исследований, полисы подорожали до 5 622 рублей. В Москве и Подмосковье – до 9 198 и 9 119 рублей в среднем.
В марте 2021 водители также спорили со страховыми: премия ОСАГО увеличилась для 38% респондентов «Дром.ру» .
«Автогражданка», действительно, должна была подешеветь, но для отдельных категорий водителей : с большим опытом, длительным стажем безаварийной езды и хорошей «штрафной историей». Для нарушителей и лихачей полис подорожал. Однако, если верить подсчётам того же РСА, 70% аварий провоцирует только 5% водителей . Напрашивается вывод: либо нарушителей среди автомобилистов больше, либо с либерализацией тарифов ОСАГО что-то пошло не так.
Каждый новый лайк и комментарий к статье, которая Вам понравилась, помогает финансовой грамотности распространяться естественным путем!
Подписывайтесь на наш канал, - и мы научим вас отличать плохие советы от вредных. Мы рассказываем о деньгах, банках и финансовых проблемах.