Найти в Дзене
Дефектолог/Логопед

Основные направления социальной реабилитации лиц с ОВЗ

Понятие «социально-реабилитационная деятельность» по своей сути имеет много общего с понятиями «образование», «педагогический процесс», «обучение» и «воспитание», «педагогическая деятельность», которые широко используются в педагогической практике.

Человек становится личностью, обретая способность выполнять социальные функции, в процессе социализации, которая предполагает и ее развитие, и самоопределение, и самореализацию.

Причем эти задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией называется образованием. То есть под образованием (от слова «образ» ) понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, гармонично развитая личность и др.)

Социальная реабилитация как конечный результат — это достижение ее конечных целей, когда человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, после прохождения комплексной реабилитации в соответствующих реабилитационных учреждениях, вливается в социально-экономическую жизнь общества и не ощущает своей неполноценности.

Социальная реабилитация как деятельность относится в равной мере как к личности специалиста, являющейся ее организатором, так и к личности ребенка, включенного в социально-реабилитационный процесс, который выступает в нем как субъект деятельности и общения.

Социально-реабилитационная деятельность — это целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации и ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях подготовки последнего к продуктивной и полноценной социальной жизни посредством специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий. Названный вид деятельности требует от специалиста по социальной реабилитации глубоких профессиональных знаний, высоких морально-нравственных качеств, уверенности в том, что ребенок, отягощенный дефектом развития, может стать полноценной личностью].

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями как процесс и как деятельность по своему строению и целям близка педагогическому процессу и педагогической деятельности, и ее можно рассматривать, как их разновидность.

Главным, что их объединяет, является то, что они выполняют единую функцию, — обеспечивают овладение растущим человеком достижениями культуры и социальным опытом, накопленным предшествующими поколениями, в виде знаний, навыков, умений, моральных ценностей, норм поведения, и на этой основе формируется личность ребенка, способного жить в обществе и выполнять определенные социальные роли.

В этой связи едиными являются и большинство понятий, используемых в равной мере как в педагогической деятельности, так и в социально-реабилитационной практике (обучение, воспитание, формирование личности и др.).

Социальная адаптация предполагает формирование готовности личности к бытовой, трудовой деятельности и развитие самостоятельности при ориентации во времени и пространстве (ориентирование на местности, знание инфраструктуры мегаполиса, города, сельского поселения).

Социальной адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования лиц с ограниченными возможностями. Жилая среда для инвалида имеет колоссальное значение, так как в ней он проводит большую, если не всю, часть своей жизни.

Социально-бытовое устройство составляет важный компонент социально-бытовой реабилитации, отражая состояние обеспечения инвалида элементарной комфортностью жилых и вспомогательных помещений.

Характеризуя социальную адаптацию семьи инвалида, необходимо учесть тот факт, насколько систематически и эффективно проводится процесс реабилитации взрослого человека или ребенка по двум основным направлениям: организация медицинской помощи и образовательного процесса.

Важным показателем является при этом информированность семьи о структурах, которые должны обеспечить проведение комплексной реабилитации: медицинские и образовательные учреждения, организации социальной помощи населению, общественные и благотворительные организации. Важна также информированность семьи о положенных ей льготах, пособиях, использование этих льгот (если семья в этом нуждается).

Оценивается также способность близких лица с ограниченными возможностями при возникновении проблем, ведущих к нарушению реабилитационного процесса, использовать помощь соответствующих структур, желание и возможность активно осваивать те реабилитационные технологии, которые реализуемы в домашних условиях. Очень важен психологический климат семьи, ее участие в жизни общества.

Анализ всех этих данных позволяет оценить уровень адаптации семьи и характеризовать его как полную или частичную адаптацию, либо как дезадаптацию семьи.

Успех процесса комплексной реабилитации лица с ограниченными возможностями должен оцениваться с точки зрения устранения или значительной компенсации ограничений его жизнедеятельности, то есть восстановление или расширение его способностей осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность (в зависимости от возраста).

Эти дополнительные возможности позволяют лицу с ограниченными возможностями поступить в образовательное или в детское дошкольное учреждение, перейти с домашней формы обучения на обычное посещение школы, регулярно заниматься в структурах дополнительного образование, развивать свои творческие способности, профориентироваться и, наконец, поступить в профессиональное учебное заведение или трудоустроиться.

Таким образом, происходит его социализация – процесс усвоения лица с ограниченными возможностями социального опыта, системы социальных связей и отношений, общественно одобряемых норм поведения, необходимых для нормальной жизни в обществе.

Безусловно, появившиеся дополнительные возможности лица с ограниченными возможностями будут полностью реализованы только в том случае, если его родители (или лица их заменяющие) приложат необходимые усилия для должной организации процесса образования, активного участия в жизни общества, то есть активизации социальной адаптации семьи в целом.

Часто в этом процессе, особенно на его начальном этапе, семье необходимо психолого-социально-педагогическое сопровождение со стороны специалистов реабилитационных учреждений и служб социальной помощи.

Обеспечению независимого образа жизни и комфортной и безопасной жилой среды в настоящее время уделяется особое внимание со стороны государственных структур. Законодательно Республики Казахстан для лиц с ограниченными возможностями предусматриваются увеличение санитарных норм жилой площади, ее архитектурно-планировочные изменения [15].

Социально-бытовое устройство лиц с ограниченными возможностями осуществляется не только в индивидуально оборудованных квартирах, но и в специально оборудованных модифицированных домах с комплексом социально-бытовых услуг или в специализированных домах-интернатах. При строительстве или реконструкции помещения, предназначенного для лиц с ограниченными возможностями, необходимо учитывать эстетичный внешний вид и интерьер, которые создают ощущение психологического комфорта и удобства; соблюдать стандарты по площади и оборудованию техническими средствами реабилитации и вспомогательными приспособлениями по уходу.

Большое значение имеют приспособление жилища лиц с ограниченными возможностями к его функциональным возможностям, оснащение помещений специальными вспомогательными устройствами для облегчения самообслуживания. Здесь важны индивидуальный подход к лицам с ограниченными возможностями и творческие решения со стороны среднего обслуживающего персонала в деле изготовления различных приспособлений, упрощающих самообслуживание.

Лицо с ограниченными возможностями должно быть также обеспечено индивидуальными техническими средствами реабилитации и приспособлениями, которые облегчают передвижение, ориентацию, общение.

Важно также обучение и просвещение членов семьи лица с ограниченными возможностями по различным вопросам: о характере имеющегося у инвалида заболевания, возникающих ограничениях жизнедеятельности, связанных с ними социально-психологических и физиологических проблемах, видах и формах социально-бытовой помощи инвалидам, видах технических средств реабилитации и особенностях их эксплуатации. Родственников и лиц, оказывающих помощь лицу с ограниченными возможностями, необходимо обучать пользоваться техническими средствами, особенно предназначенными для облегчения ухода за инвалидом.

Социальная адаптация для независимого образа жизни состоит из следующих элементов:

- самообслуживания,

- самостоятельности передвижения,

- трудовой деятельности,

- подготовленности к работе с бытовой техникой и средствами связи.

Самообслуживание предполагает автономность личности в организации сбалансированного питания, способность выполнять повседневную бытовую деятельность, развитость навыков личной гигиены, умение планировать свой режим дня, полноценно сочетающий трудовую активность и отдых.

Самостоятельность передвижения - это автономность личности при перемещении в пространстве, знание назначения транспортных средств для достижения своих целей в рамках выполнения бытовой, общественной, профессиональной деятельности, ориентирование на местности, знание общих закономерностей организации инфраструктуры любого населенного пункта.

Включение в трудовую деятельность предполагает развитие готовности, внутренней мотивации к профессиональной деятельности с целью самообеспечения и экономической независимости. Формирование способности к труду предполагает создание условий в семье, учреждении социального обслуживания населения, обеспечивающих приобретение социального опыта, поощрение активности личности в освоении умений и навыков, обеспечивающих последующую самореализацию клиента и успех в будущей профессиональной деятельности.

Клиент должен уметь осознавать личностную и общественную значимость своего труда, что также обеспечивает достижение самореализации. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, должен вложить собственные ресурсы с целью обеспечения жизнедеятельности.

Без активизации ресурсов клиента социально-экономическая помощь любого вида приводит к иждивенчеству.

Сформированная таким образом социально-бытовая адаптивность клиента предполагает развитие у него способности автономно организовать обеспечение себя и своей семьи, социально-экономическую независимость от государственных учреждений, готовность изменить быт, профессиональную деятельность в соответствии с меняющимися эстетическими, познавательными потребностями и потребностями в самоактуализации.

Последовательность формирования социально-бытовой адаптивности определяется следующими этапами.

Первый этап. Проведение социальной диагностики. Специалист по социальной работе определяет уровень готовности клиента к трудовой деятельности, самообслуживанию, социально-экономической независимости.

Второй этап. Сопровождение клиента для достижения автономности в организации быта. На данном этапе происходит развитие или восстановление после утраты санитарно-гигиенических навыков, развитие моторики, умения координировать свои движения.

Третий этап. Сопровождение клиента для достижения автономности при перемещении в пространстве. Специалист по социальной работе с помощью индивидуальных форм и занятий в группе продолжает способствовать укреплению навыков самообслуживания и личной гигиены.

Четвёртый этап. Сопровождение клиента для достижения его автономности в трудовой деятельности. В соответствии с внутренней мотивацией клиента необходимо создать соответствующие условия в учреждении социального обслуживания либо через сотрудничество с промышленными, сельскохозяйственными и другими предприятиями, фирмами. Трудовая деятельность обеспечивает самореализацию клиента, предполагает результат и способствует возникновению ощущения радости от выполненной работы. В зависимости от степени занятости, вида трудовой деятельности возможна оплата его труда.

Приоритетными формами проведения социально-бытовой адаптации являются занятия-практикумы, организуемые в условиях учреждения социального обслуживания населения, а также экскурсии. Их необходимо организовывать таким образом, чтобы клиенты не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли сами совершать определенные действия, видя личный пример специалиста по социальной работе, окружающих людей.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что, социальная адаптация имеет конечной целью приспособление человека к бытовым условиям в его новом статусе " лицо с ограниченными возможностями ".

В этом процессе участвует не только специалист, помогающий адаптироваться человеку с изменившимися физическими возможностями к осуществлению жизнедеятельности в привычных условиях, но и инвалид, который самостоятельно должен стремиться найти способы достижения относительно независимого образа жизни.

Социальная адаптация проводится с учетом индивидуальных особенностей клиента. При построении занятий-практикумов специалист основывается на имеющемся уровне развития способности клиента автономно организовать обеспечение себя и своей семьи, способности выполнять повседневную бытовую деятельность, самостоятельно организовать свой режим дня, а также приобретать опыт трудовой деятельности.