Сегодня я снова проходил плановый техосмотр своего авто и в очередной раз задавался вопросом о необходимости такой процедуры. С одной стороны такая процедура выглядит разумной и необходимой. На дорогах должны находится автомобили прошедшие необходимый осмотр, без выявленных нарушений конструкции и не представляющие опасности для других участников транспортного движения. Но с другой стороны, это обязанность каждого автовладельца следить за надлежащим состоянием своего автомобиля. Ведь не секрет, что через неделю после прохождения ТО автомобиль может сломаться, или владелец может внести собственные изменения, но "по документам" такой автомобиль будет считаться с пройденным ТО.
Да и по моему мнению, большинство аварий на дорогах происходит не из-за технического состояния автомобилей, а из-за грубых нарушений правил дорожного движения.
В каких еще странах действует закон об обязательном прохождении планового техосмотра автомобилей?
Возможно вы удивитесь, но в большинстве стран действует обязательный плановый техосмотр транспортных средств. Согласно Википедии, вот как обстоит ситуация с ТО в некоторых странах:
- Во Франции техосмотром занимаются частные фирмы, получившие государственную лицензию. Техосмотр обязателен для автомобилей старше 4-х лет. Все машины старше 4-х проходят техосмотр раз в два года, автобусы - раз в 6 месяцев. Такой регламент освидетельствования (действует с 1996 года) рекомендован для всех стран Евросоюза. За отсутствие талона технического осмотра оштрафуют на 90-140 евро, за повторное нарушение — вплоть до тюремного срока.
- В Австрии и Германии техосмотр предписан автомобилям старше трех лет, проходят его каждые два года. О возрасте австрийского авто можно следить по гирлянде цветных стикеров на обратной стороне ветрового стекла. У немцев свидетельством соответствия техническим нормам служит цветной кругляш на заднем номере, экологическим — на переднем, которые к концу года объединяют в общую систему. Пройти осмотр можно не раньше, чем за месяц до даты, указанной в отметке, и не позже чем через четыре месяца.
- В Нидерландах и Швеции автомобили освобождены от техосмотра первые три года от даты выпуска, машины старше 3 лет проходят ТО раз в два года.
- В США необходимость прохождения техосмотра полностью отсутствует в 13 штатах, а в остальных на этот счет действует весьма лояльное законодательство. В 2010 году от техосмотра отказались власти двух штатов — Миннесота и Кентукки. В Делавере проводят ТО для автомобилей старше четырёх лет, в Нью-Джерси - старше пяти лет, а в Мэриленде техосмотр необходим только при переоформлении транспортного средства на нового хозяина, а также при ввозе авто из другого штата. В остальных штатах обязательный техосмотр действует, но проводят его гражданские фирмы, где — ежегодно, а где — и раз в два года. При этом администрацию штатов интересует в основном уровень СО в выхлопах двигателя.
- В Японии обязательный техосмотр предписан для автомобилей старше трех лет. Проходить ТО необходимо раз в два года.
- В Китае единой системы техосмотра не существует, каждая провинция или городская администрация устанавливает свои ограничения.
- В Австралии техосмотр необходим лишь при постановке на учёт или смене владельца.
На Украине для некоммерческих легковых автомобилей ТО отменен в 2011 году. Но во многих СМИ появилась информация, что обязательное проведение ТО для частных автомобилей могут вернуть в 2022 году. И что-то мне подсказывает, что практика прохождения ТО в этой стране будет возвращена.
Конечно мне, как и многим другим автовладельцам хотелось бы, чтобы эта практика была отменена. Как я уже писал в начале статьи, я уверен, что прямая обязанность каждого автовладельца следить за исправностью своего автомобиля лично. Но нельзя отрицать того, что обязательное плановое ТО побуждает недобросовестных автовладельцев, как минимум, к дате прохождения осмотра подготовить и исправить технические неполадки своего автомобиля.
Опираясь на опыт развитых стран, можно с уверенностью сказать, что проведение планового ТО не будет отменено. Более того, вводятся новые правила и регламенты, для ужесточения контроля за проведением техосмотра и для уменьшения коррупционной составляющей. С 1 марта 2022 года будут действовать штрафы за отсутствие техосмотра и диагностической карты на автомобиль в базе данных.
Как вы думаете, эти нововведения помогут улучшить ситуацию с ДТП на дорогах?