Найти в Дзене
RegionSoft CRM

4 типа странных коллег: как сохранить лицо, общаясь с неадекватами?

Оглавление

Слышали фразу "У нас нет здоровых людей, есть недообследованные"? Иногда она приходит в голову, когда ты общаешься с отдельными людьми - и самое страшное, что бывает так и есть: человек неадекватен в силу реальных психических проблем. Но об этом не принято говорить вслух, поэтому общество исходит и того, что у человека дурной характер и просто признаёт его неадекватом (справедливости ради стоит отметить, что можно быть абсолютно здоровым и трепать нервы всем окружающим). И вроде нет этой проблемы, пока невыносимые личности не появляются среди твоих коллег.

Мистер и миссис "Я тебя услышал"

Кто? Это человек, который тебя внимательно слушает, кивает, что-то помечает в блокноте, соглашается с твоей позицией и... в решающий момент делает всё по-своему и совершенно не так, как вы договорились. Такие коллеги проваливают задачи, подводят команду - и при этом первый, второй, третий, пятый, сотый раз им всё как горох об стену: они делают вид активного слушателя и просто вас не слышат. Работать с таким человеком просто невозможно: ему нельзя доверить, делегировать, его нельзя оставить наедине с общей задачей. Как правило, это упрямые и себялюбивые люди, которые уверены, что есть два мнения: их и неправильное. И это далеко не всегда начальник (он хоть закрывать задачи не мешает).

Как себя вести? Против таких коллег работают только две стратегии:

  • контролировать на каждом шагу и фиксировать все его действия инструментально (логи в программах типа CRM, протоколы на совещаниях и т.д.);
  • не назначать на такого коллегу серьёзные задачи и функции, при случае демонстрировать его непрофессионализм публично - они просто рассыпаются от таких мер;
  • использовать средства автоматизации и полностью регламентировать и формализовать все отношения и процессы, в которых задействован такой коллега.

Психопат обыкновенный

Кто? Это личности с разными форматами: они могут быть ультра профессионалами, могут знать свою узкую сферу, могут быть новичком на работе - квалификация почти ничего не определяет. В какой-то момент они впадают в истерику, теряют контроль над собой, их нервы побеждают разум и управляют такими людьми. В общем и целом они не опасны (разве что кричат и стучат клавиатурой или мышкой), нередко максимально сдержанны и напряжены до состояния сжатой пружины. Но увы, такие коллеги в решающий момент или внутри сложного процесса могут сдаться, растеряться, уйти в стресс и резко снизить свою продуктивность.

Как себя вести? Иногда с такими коллегами нереально трудно, но если они действительно ценны для команды, стоит поддерживать их, направлять, в сложный момент предложить какую-то точку для отдыха (например, при подготовке рекламной кампании к новому году начать чуть раньше и предложить коллеге поработать над его частью не в авральном режиме, а в спокойном). Не ведитесь на их выпады и истерики, спокойно и выдержанно говорите о работе - так, как будто всё нормально. Видимое спокойствие помогает таким эмоциональным ребятам успокоиться и продолжить работать и жить в обычном режиме. И да, кричать, оскорблять и давить бесполезно: коллега уйдёт в себя, словит невроз и попадёт в фазу выгорания (а это та ещё яма на карьерном пути, из которой одним днём не вылезешь).

Тихий омут с громким чёртом

Кто? Сотрудник, который тихо ходит, тихо сидит, инертно и безынициативно работает, скучный, как листок сельдерея. Усыпляя бдительность коллег своим "кабы чего не вышло", может активно доносить руководству, продавать коммерческие данные конкурентам, вообще не работать, врать клиентам, отмахиваться от обращений и т.д. Нередко внезапно становятся руководителями среднего звена и превращаются в самых жестоких, истеричных и скандальных начальников. Тишина и молчание - их удобная стратегия выживания в компании. Как правило, это слабые профессионалы, никакие коммуникаторы и трусливые работники (реальный пример: девушка боялась менять ставки в Яндекс.Директе и ежедневно и озабоченно добавляла или убавляла 0,01 рубля к ставкам, ковыряясь в этом целый день - спустя 6 лет она "пересидела" всех резвых и стала довольно злым и ну очень строгим начальником отдела, коим уже 6 лет как является - формально никто не смог её "убрать").

Как себя вести? Если честно, от таких лучше держаться подальше: не делиться идеями, не помогать, не откровенничать, просто вежливо, в их же тональности игнорировать. Если такой человек стал вашим начальником, у меня плохие новости: постарайтесь горизонтально переместиться в компании (сменить группу или отдел) - высшему руководству объясните, что вы себя переросли и хотите активно поработать над смежной задачей. Работать с такими ребятами тяжело.

Само совершенство

Кто? Непогрешимые, лучшие, сияющие, превосходящие любого из коллег, готовые рассказать руководству, как вести бизнес, а Президенту - как управлять страной. Ну это в их глазах. А на деле, конечно, не львы толстые, а весьма простые... Начисто не приемлют критику, замечания, просьбы, не готовы работать в команде, тянут время из-за формального перфекционизма, обвешивают себя планерами и программами. На самом деле они больше внимания уделяют суете по поддержанию своего идеального образа, чем реальной работе.

Как себя вести? Жёстко: не вестись на имидж, делать упор на профессиональные вопросы, смело делать замечания, если коллега совершил ошибку. Подчёркивать его равенство в коллективе, вовлекать в командную работу, мозговые штурмы - чтобы он видел, как работают другие люди и осознавал, что его идеи далеко не гениальные и тем более не единственные. В целом это неплохие ребята, для которых их перфекционизм - форма прокрастинации, поэтому важно делать акцент именно на общность команды и его роль внутри неё. Научится быстро и хорошо думать и работать - времени на 10 систем управления временем и ведение пяти списков дел не останется ;-)

► Лично мне не пропустить ни одного звонка и встречи, а также работать быстро и продуктивно помогает RegionSoft CRM - мощная универсальная CRM для малого и среднего бизнеса :-) Это реклама, но это и правда. ◄