Музыкальная комедия «Весна» в 1947 году произвела фурор. Зрители оценили сюжет и юмор картины, но самое большое впечатление на них произвело появление сразу двух Любовей Орловых в одном кадре. Все гадали, как режиссёру Григорию Александрову удалось это сделать. Нашёл ли он идеально похожую дублёршу? Заставил ли гримёров превратить в копию Орловой похожую актрису? Многие были уверены, что Александров использовал голливудские приёмы, чтобы снять фильм, ведь было известно, что в своё время он побывал на американской фабрике грёз. И отчасти слухи были правдивыми — Александров и вправду кое-что позаимстовал у заграницы.
Режиссёр занялся забавной оптимистичной историей в 1946 году. Всего лишь год прошёл после окончания войны, страна ещё не оправилась от разрухи, и
кинематографисты должны были поддерживать дух советских граждан и вселять в них веру в лучшее.
Сейчас, глядя на кадры чистой весенней жизнерадостной Москвы, сложно даже поверить, что совсем недавно СССР сражался с фашистами не на жизнь, а на смерть. Кстати, сам
Александров негласно назвал «Весну» «научно-фантастической музыкальной комедией»
как раз потому, что показал в ней не реальные послевоенные будни, а сильно приукрашенную жизнь, где люди красиво живут и не знают невзгод.
Сама же идея ленты родилась ещё до войны. Режиссёр принёс заявку на киностудию и получил одобрение 20 июня 1941 года. Конечно, съёмки пришлось отложить на несколько лет, но
когда Александров принялся за постановку в 1946, стало понятно, что многое в сценарии устарело.
Удивительно, но сценаристам Морису Слободскому и Александру Раскину и самому Александрову пришлось несколько раз переписать историю. Прежде сценарии знаменитого режиссёра проходили через худсоветы без проблем, но теперь чиновники постоянно придирались и выискивали то политическую подоплёку, то научные секреты, которые киношники могут невзначай раскрыть.
Кстати,
в первом варианте одной из главных героинь была учёная-рефлексолог, но в сороковые руководитель страны Иосиф Сталин увлёкся критикой физиологии, поэтому героиня стала физиком.
А вот её прототипом стала радиохимик Зинаида Ершова. Женщина встречалась со сценаристами и режиссёром, и во многом черты Ирины Никитиной, экранного физика, изучающего солнечную энергию, списаны с неё. Ершова была человеком необщительным, закрытым, серьёзным, настоящим отшельником. А ещё она не любила кино. Причём не любила настолько, что
даже не пришла на премьеру «Весны», хотя создатели картины её активно приглашали.
Когда сценарий всё-таки дописали и утвердили, настало время начинать съёмки. И тут выяснилось, что на киностудии «Мосфильм» царит полнейшая разруха. Павильоны стояли в руинах, специалисты только-только начинали возвращаться из эвакуации, кинотехника была испорчена. А ведь
Александрову нужно было снимать не только массовые сцены в помещениях, но и создавать спецэффекты с двойниками, которые должны были стать главной изюминкой фильма!
Тогда он принял нестандартное и довольно сложное решение — отправиться в Чехословакию и снимать там. Пражская киностудия во время войны почти не пострадала, так что технически там было бы куда проще. Но для этого требовалось оформить выезд всей съёмочной группы за границу и существенно увеличить бюджет картины (и это в непростой послевоенный год!). Александров и Орлова лично отправились на приём к Сталину и уговорили его дать деньги.
Чтобы комедия наверняка стала хитом, режиссёр набрал в группу знаменитых исполнителей. Центральной звездой стала, конечно же, Любовь Орлова, жена и муза Александрова, а главную мужскую роль отдали невероятно популярному Николаю Черкасову. Во второстепенной роли домработницы появилась любимица публики Фаина Раневская, умудрившаяся сделать свою героиню едва ли неравной главной. Ещё одна звезда «Весны» — Ростислав Плятт, представший в образе ухажёра-проходимца.
Поначалу всё шло по плану: на чехословацкой студии советским кинематографистам работалось легко. Но как-то произошёл несчастный случай:
во время развлекательной поездки по предместьям Праги Любовь Орлова, Григорий Александров и Николай Черкасов попали в аварию. Режиссёр получил несложную травму, а вот Орлова и Черкасов пострадали сильно и были госпитализированы,
из-за чего съёмки приостановили.
Эта неприятность не просто выбила всех из колеи, но и вызвала раздражение чиновников двух стран. Советская сторона нервничала из-за того, что практически все технические специалисты работали с Александровым, а значит, нельзя было начинать съёмки новых фильмов в СССР. Чехи волновались потому, что группа занимала место на студии и срывала планы местных киношников. Однако Григорий Александров хранил невозмутимость, дождался выздоровления артистов и только тогда продолжить работать. Самым поразительным было то, что никаких санкций не последовало, хотя любому другому режиссёру в подобной ситуации в лучшем случае сделали бы выговор, а в худшем - вовсе отстранили бы от съёмок. Правда, чуть позже ему отомстили, но иначе.
Привыкший к тому, что его работы принимают на ура, Александров, закончивший картину, столкнулся с критикой худсовета. Цензоры открыто заявили, что в картине, заявленной как комедия с научным уклоном, науки почти нет. Кроме того, чуть ли не впервые в советской ленте вообще не показаны ни простые рабочие, ни жители деревни. В ответ на этот упрёк
режиссёр придумал в самом начале показать легендарную скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»,
которая после стала символом киностудии «Мосфильм». Будучи в Голливуде, Александров отметил, что там в начале каждого фильма показывают эмблему киностудии, и предложил взять традицию на вооружение.
После «Весны» «Рабочий и колхозница» появляются в начале каждой картины, выпущенной на главной студии страны.
После худсовета «Весну» отправили Сталину, который лично просматривал едва ли не все снятые в СССР фильмы перед прокатом. Вождь был в восторге и высоко оценил трюк с раздвоением Любови Орловой. Летом 1947 года «Весна» начала шествие по киноэкранам. Это был не просто успех, это был истинный триумф Александрова и Орловой. У касс выстраивались очереди, зрители по нескольку раз ходили в кино, чтобы полюбоваться на красавицу-актрису, посмеяться над шутками персонажей Плятта и Раневской и попросту отвлечься от непростой будничной жизни.
В следующем году комедия
«Весна» будет праздновать впечатляющий юбилей — 75 лет с момента выхода на экран.
Немногим лентам удалось прожить такую не просто длинную, но и активную жизнь, ведь фильм и сегодня смотрится с интересом. И что вы думаете, всё-таки побасенки или побасёнки?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296