Найти в Дзене
СОВБЕЗ

Су-34: Лучше чем грузины

Оглавление

Написать эту заметку, с ее ироничным, а по чести говоря, анекдотичным названием, я решил по следам своей недавней публикации "Почему Су-30 стал хитом, а Су-34 пролетел мимо рынка?", и в связи с целым ворохом мифов и суеверий, окружающих Су-34. В ней я хотел бы пройтись по наиболее распространенным допущениям, предположениям и заблуждениям. А также по тем сторонам Утенка, которые, быть может, действительно можно отнести к его достоинствам.

И начну с начала, то есть с носа, где располагается радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, являющаяся основой радиолокационного комплекса Ш141 самолета Су-34.

Почему то целый ряд комментаторов считают данный РЛК неким уникальным и обладающим, цитирую "невероятной мощностью и точностью". Хотя, при взгляде на его базовые ТТХ, ничего уникального в нем не проглядывается — даже на фоне другого не очень свежего, и также ведущего свою историю еще с конца 1980-х годов, универсального РЛК Н011М с ФАР, которым оснащаются многофункциональные истребители "иркутовского" семейства Су-30МК*/СМ.

Ни по дальности обнаружения целей, ни по целевой/огневой канальности, ни по разрешающей способности в режиме работы по земле — Ш141 не имеет никаких решительных, и даже заметных преимуществ перед Н011М. Две обычные, для своего времени, и сравнимые меж собой РЛС с ФАР ~5кВт-класса.

А если вспомнить МФИ Су-35С, то его РЛК с РЛС Н035 Ирбис превосходит обе, упомянутые выше станции, по всем параметрам. Превосходит в разы, а кое-где и на порядок, в зависимости от конкретно рассматриваемой характеристики. Например, предельное разрешение, в режиме картографирования, у станции Н035 — как минимум в десять раз, то есть на порядок лучше, чем у комплекса Ш141. А производятся оба этих комплекса практически в один и тот-же временной период времени.

Вот и скажите, после этого, что Су-34 не опоздал, и что заложенные в ходе данного долгостроя решения — находятся хотя бы на современном уровне. Тут самое время включить режим "секретного учёного" и "летчика", и заявить, что оппонент просто жалкий обыватель, а потому ничего не понимает в Конной Авиации и просто не в курсе тайных свойств беспрецедентно мощной и точной РЛС Ш141, но мы "секретные ученые" и "летчики", и мы доподлинно знаем!...и так далее, в том же духе.

Так что все попытки перейти к сравнению конкретных "циферок" ТТХ, дабы хоть как-то понять логику тех, кто приписывает Ш141 некие неоспоримые преимущества — натыкаются на поистине религиозные догмы, из анекдотичного разряда "Армяне лучше, чем грузины. Вы спрашиваете: чем именно лучше?! Чем грузины".

И раз уж речь зашла о грузинах...

Уже отмечал в комментариях к предыдущему материалу, и повторюсь вновь: В Грузии Су-34 не сделал ничего такого, чего не могут делать все нормальные современные МФИ, в арсенал которых входят противорадиолокационные ракеты и современная станция радиотехнической разведки. Обычная боевая работа — нормально сделанная, но ничем из ряда вон не выдающаяся.

И вообще, подавление и изничтожение средств ПВО — это давно, что называется, "общее место" и нормальная рутинная боевая работа, даже для легких многофункциональных истребителей. А абстрактные победные реляции и выражения едвали не щенячьего восторга победой над единичным грузинским ЗРК Бук, нашей же отечественной разработки, брежневских еще времен — лично у меня взывают изумление и недоумение, но еще больше грусть.

Ведь потеря от огня грузинского Бука как минимум двух наших боевых машин, включая дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3, что повлекло за собой гибель сразу нескольких наших летчиков, входивших в состав их экипажей — у более или менее адекватного человека ничего, кроме грусти и сожаления, вызывать просто не может.

И совершенно ничем не оправдывается — являясь, скорей уж, провалом. Провалом нашей агентурной и радиотехнической разведки, а также провалом комплексов обороны наших сбитых, данным ЗРК, самолетов. Чему, конкретно, восторгаются воспевающие данную Пирову победу?! Лично для меня — загадка. А они сами объяснить этого, с конкретными аргументами, просто не в силах. Просто таков уж их религиозный догмат.

Далее, переходим к тому самому бортовому комплексу обороны, основу которого составляет комплекс радиоэлектронной борьбы.

И каких только эпических легенд не ходит вокруг комплекса РЭБ Су-34. Правда, если спросить его адептов: Так чем же именно, и в каких конкретных, почерпнутых вами из открытых источников характеристиках — он столь уникален и превосходен?

Они и здесь не смогут ответить ничего внятного и конкретного.

А если копнуть этот вопрос чуть глубже, то выяснится, что контейнерные станции РЭБ индивидуальной защиты, типа САП-518, равно как и "большая" станция групповой защиты, типа САП-14 — при желании могут быть установлены и на тяжелые МФИ, например семейства Су-30. Благо, двигатели у Су-30 и Су-34 — сравнимы по мощности, а значит и предельная мощность их бортовых электрогенераторов тоже не может сколь-нибудь разительно отличаться, в принципе.

В итоге, и не будучи в силах привести хоть один внятный и объективно сравнимый аргумент в пользу своих религиозных воззрений, адепты культа Чудотворного РЭБ Су-34 неизменно и неизбежно скатываются в пространные конспирологические теории, от "Су-34 крупнее, а значит его РЭБ мощнее", до совершенно абсурдных, рода "это военная тайна, но я точно знаю — он лучше" и "военные — не такие дураки!".

Но, на примере программы разработки РН семейства Ангара, весьма схожей с Су-34, по степени ее затянутости — совершенно точно можно сказать, что от ошибок и опоздавших, ко времени, долгостроев — не застрахован никто. Тем более, когда твоя страна пережила такое катастрофическое событие, каким явился крах СССР.

И это я еще не коснулся такого аспекта, как зависимость минимальной дальности, на которой зондирующие импульсы вражеских РЛС пробиваются сквозь поставленную нашим самолетом помеху, от ЭПР нашего самолета. А ЭПР Су-34, с его габаритами и миделем — говорит явно не в его пользу, даже на фоне наших же тяжелых МФИ.

Но да, зато есть, где летчику постоять. Но даже не в полный рост, нет, а сгорбившись. И это в боевой авиации, где, обычно, борьба идет за каждый килограмм и кубометр объема, раздувающих массу и габариты машины, что ее летным качествам и даже радиолокационной заметности — на пользу не идёт явно. Несколько лишних кубометров пустого пространства кабины хороши, когда речь идет о "стратеге", типа Ту-160, но не когда речь о самолете фронтовой авиации.

И, насколько это возможно, коротко и наглядно о "туалете" на борту Су-34. Знакомьтесь, прославленный в эпосах туалет Су-34, также известный как "Санбачок":

"Туалет" самолета Су-34 © кадр из видео ТК «Россия-2»
"Туалет" самолета Су-34 © кадр из видео ТК «Россия-2»

Видимо, некие религиозные догмы запрещают использовать это же приспособление, в народе давно и хорошо известное как "мочеприемник типа утка" — в МФИ. Зато его любят воспевать журналисты и наиболее фанатичные адепты Су-34, наравне с другими ноу-хау, обеспечивающими невиданный доселе комфорт пассажиров экипажей Су-34. Речь, конечно, о печке для разогрева сух.пайков и "прогулочной зоне".

И читая такое, лично у меня неизбежно складывается ощущение, что речь идет о купе вагона класса "люкс", а не о боевом авиационном комплексе, где, повторюсь, каждый килограмм и кубометр на счету. И да, что-то мне подсказывает, что потребность "сходить по большому" резко и цинично нивелирует данное, безусловно ценное в бою, преимущество Су-34 над его конкурентами, экипажи которых, вот уже 34 года как, обходятся без "утки", и совершая при этом полеты, в том числе и боевые, длительностью 12 и более часов.

Еще один миф о Су-34 — его, якобы, уникальная точность применения свободнопадающих, то есть неуправляемых бомб. Откуда взялся данный миф? Да просто из догматического постулата о том, что раз Су-34 — специализированный бомбардировщик, значит он, просто априори, непременно, как аксиома и Отче Наш, должен точнее кидать неуправляемый "чугун".

Вот только не должен. И не аксиома, не догма, не постулат это, вовсе. Ну хотя бы потому, что...и на это, в том числе, указывал цитировавшийся мною в прошлом материале, боевой летчик...навигационная система Су-34 довольно архаична и построена на устаревшем, теперь уже, типе механических гироскопов. В отличие от того же Су-35С, ИНС которого построена на базе современных лазерных гироскопов, это как минимум. А от точности отсчета ИНС зависит всё — от точности навигации на маршруте до, непосредственно, точности нанесения ракетно-бомбового удара.

Баллистические же вычислители, в составе прицельно-навигационных комплексов, уже давно "узким местом" тут не являются, и достигли такой вычислительной скорости и точности, что решают задачку "о брошенном теле" с избыточной легкостью и точностью. А подавляющий вклад в величину промаха вносят именно погрешности системы навигации, которая у Су-34 отнюдь не на новейших технологиях и элементах построена. Это если отбросить внешние и независящие от техники факторы, такие как ветер и прочие атмосферные/погодные явления.

Теперь о том, что, в большей или меньшей степени, можно отнести к достоинства Су-34.

И, в первую очередь, это наличие на его борту оптико-электронного прицела Платан.

Блок оптико-электронной прицельной станции Платан самолета Су-34
Блок оптико-электронной прицельной станции Платан самолета Су-34

Вообще, если взглянуть на Платан непредвзято, то это предельно архаичная конструкция родом из 1980-х, обладающая, в сравнении с действительно современными ОЭПС, в том числе подвесными, весьма посредственным сектором обзора и неважной системой стабилизации.

Демонстрация работы системы стабилизации ОЭПС Платан (ускорено примерно вдвое)
Демонстрация работы системы стабилизации ОЭПС Платан (ускорено примерно вдвое)

ПОЯСНЕНИЕ: Тут я особо подчеркну, что видео выше ускорено не мной, а пресс-службой нашего родного Минобороны. Вы можете лично убедиться в этом, посмотрев видео официального брифинга МО от 18 ноября 2015 года, начиная с 3:30. Фрагмент из той же записи проигрывается на демонстрационном экране, с тем же ускорением.

А ускорено оно, скорее всего потому, что запись в хранилище системы объективного контроля Су-34 осуществляется с крайне низкой, по современным меркам, частотой кадров — в районе 10-12fps.

И поэтому же далее, по ходу статьи, я приведу запись схожего режима работы современной американской подвесной ОЭПС типа Sniper, которую мне пришлось, уже самому, ускорить вдвое, дабы сравнение было хоть сколь-нибудь объективным.

Более того, размещается данная ОЭПС в таком месте, что при подвеске на центральный подфюзеляжный пилон подвесного топливного бака ПТБ-3000 или крупногабаритного АСП, Су-34 теряет способность применять управляемые авиабомбы с лазерным наведением, без предварительного сброса ПТБ. А теряет он ее по той простой причине, что подвешенный ПТБ банально перекрывает Платану обзор вниз-назад, что исключает подсветку цели для сброшенной УАБ с ПАЛГСН. И выглядит такое решение довольно нелепым и крайне непродуманным.

Фото, наглядно иллюстрирующее перекрытие центральным ПТБ сектора обзора ОЭПС
Фото, наглядно иллюстрирующее перекрытие центральным ПТБ сектора обзора ОЭПС

И, конечно, куда предпочтительней, тем более самолету, который преподносится, как специализированная и превосходная ударная машина — было бы иметь ОЭПС, сравнимую по своих характеристикам с современными, даже подвесными прицельными контейнерами. С не зажатым со всех мыслимых сторон сектором обзора, более совершенной системой стабилизации изображения и автосопровождения целей, а также с более высоким разрешением получаемой "картинки".

Демонстрация работы системы стабилизации современной ОЭПС, на примере американского подвесного прицельного контейнера типа Sniper (ускорено четко вдвое)
Демонстрация работы системы стабилизации современной ОЭПС, на примере американского подвесного прицельного контейнера типа Sniper (ускорено четко вдвое)

И такая система, подвесная ОЭПС контейнерного типа Т/220, разработки московского предприятия «Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» — уже испытывается на многофункциональных истребителях Су-35С и МИГ-29М2/35.

Подвесная ОЭПС типа Т/220 под мотогондолой МФИ Су-35С, на авиасалоне МАКС-2017
Подвесная ОЭПС типа Т/220 под мотогондолой МФИ Су-35С, на авиасалоне МАКС-2017

Новые сенсоры и система стабилизации; совершенно шикарные углы обзора практически всей нижней полусферы; возможность интеграции данного подвесного прицельного контейнера в состав оборудования практически любого боевого самолета, что придаст ему кардинально новые возможности самостоятельного обнаружения целей и наведения по ним оружия — переоценить важность всего перечисленного сложно, а то и вовсе невозможно.

Что же до платы за это, в виде одной занятной точки подвески и некоторого ухудшения ЛТХ, то данный, предельно компактный контейнер, на фоне подвешенных на другие точки средств поражения и ПТБ — внесет настолько незначительную лепту, что даже и говорить об этом смешно.

МФИ, уже скоро 40 лет оснащаются подобными контейнерами, и они давно стали повсеместными...правда в основном на западных машинах или экспортных версиях наших отечественных МФИ. Но вовсе не потому, что прицельные контейнеры плохи. А потому, что первая, предпринятая у нас еще на рубеже 1990-х/2000-х годов, попытка разработать подобный контейнер, под шифром "Сапсан" — дальше макетов так и не пошла, зато закончилась судебными тяжбами, между его предприятием-разработчиком(УОМЗ) и Минобороны.

И кстати говоря, для нашего новейшего МФИ пятого поколения Су-57, подобного рода контейнер разрабатывается тем же УОМЗ. И хочется верить, что вторая попытка будет удачной, в пользу чего говорят начавшиеся летные испытания прототипов Су-57 с данным прицельным контейнером, получившим индекс 101КС-Н.

Фото МФИ пятого поколения Су-57 с прототипом подвесного прицельного контейнера 101КС-Н
Фото МФИ пятого поколения Су-57 с прототипом подвесного прицельного контейнера 101КС-Н

Короче, ОЭПС Платан конечно лучше, чем никакой ОЭПС, но наличие подобной системы, да еще и намертво встроенной в фюзеляж, с откровенно архаичной и непродуманной конструкцией — каким-то значимым и эксклюзивным технологическим достижением и преимуществом Су-34, недостижимым для других самолетов — по большому счету, не является. А еще скорей говорит об отставании отечественной (оптико-)электронной промышленности, в деле разработки подобного рода систем. Впрочем, теперь, военные и промышленность это отставание сокращают, изо всех сил.

Теперь, что касается максимальной боевой нагрузки. Некоторые неофициальные источники указывают таковую для Су-34 равной 12 тоннам. Однако:

На сайте Минобороны, да и во всех других официальных источниках, она, на протяжении всей истории, указывается равной 8 тоннам. То есть на уровне отечественных тяжелых МФИ типа Су-30 или Су-35.

Тем не менее, я допускаю, что предельная, то есть "в перегруз", боевая нагрузка Су-34...но, опять же, это не подтверждено ни единым официальным источником...может превышать 8 тонн.

Схема и типы подвески боевой нагрузки самолета Су-34
Схема и типы подвески боевой нагрузки самолета Су-34

Теоретически, такая бомбовая нагрузка достижима в том случае, если подвесить на точки подвески №1, 11, 12 подвесные топливные баки ПТБ-3000, с топливом внутри — общей массой 9 000 кг; на точки №3, 4, 9, 10 подвесить четыре УРВЗ семейства Х-31 — общей массой 2 400 кг; и еще добавить на точки №5, 6, 7, 8 четыре УРВВ семейств Р-73/77, или две УРВВ типа Р-73/77 + контейнеры РЭБ индивидуальной защиты, типа САП-518 — общей массой 400-600 кг.

Но мой расчет выше принимает 12 тонн предельной БН на веру. А значит тут я уже сам, добровольно, иду по скользкому пути слухов и предположений, официального подтверждения не имеющих.

Однако, конечно, хотелось бы чтобы это было правдой, ибо в этом случае у Су-34 вырисовывается хотя бы одно — конкретное, объективно измеримое и весомое преимущество перед тяжелыми МФИ.

Но даже тут встает вопрос: А не лучше ли было сэкономить на унификации типов боевой авиатехники, отказавшись от производства и закупок специализированного тактического бомбардировщика, как это сделали уже все в мире?

И вместо этого сделать упор на увеличение стратегической мобильности ВВС, путём увеличения флота самолетов-топливозаправщиков, которые потребны и полезны всем, от легкого истребителя до стратегического бомбардировщика. В конце-концов, из Су-34 воздушный боец — такой себе, и без истребительного эскорта, при столкновении с серьезным противником, он всё-равно не обойдется.

Также отмечу, что еще в 1987 году, когда на прообразе МФИ семейства Су-30, Су-27УБ, отрабатывалась система дозаправки в воздухе — летчиками-испытателями ОКБ Сухого, Садовниковым Н.Ф. и Вотинцевым И.В., был совершен беспрецедентный, по крайней мере для отечественных тактических боевых самолетов, беспосадочный полет с многократными дозаправками в воздухе, по маршруту Москва-Комсомольск-на-Амуре-Москва, протяженность которого составила 13 440 км, а продолжительность 15 ч 42 мин. И ничего, никто не умер. А наши вероятные партнеры, так и вовсе, проводят подобные полеты самолетов тактической авиации, например через Атлантику или Тихий океан — на регулярной, рутинной основе.

Дойдя до конца, то есть до хвоста Су-34, кратко коснусь ВСУ, которая, безусловно, позволяет ускорить и упростить подготовку и выполнение боевых задач самолетом Су-34, особенно при его оперативном перебазировании. Но вещь это довольно ситуативная, хотя бы потому, что на аэродроме, предназначенном для оперативного перебазирования, одной ВСУ не обойдешься — нужно еще иметь склад средств поражения, топлива и целый ряд других незаменимых вещей. И к тому же, современные МФИ, например Су-35 и Су-57, также располагают ВСУ, которая обеспечивает запуск двигателей и систем самолета, без применения сторонних аэродромных средств и источников питания.

В общем, в эпоху, когда весь мир, еще четверть века назад, отказался от производства специализированных фронтовых бомбардировщиков, конкретные преимущества Су-34, даже перед тяжелыми МФИ поколения 4+, выглядят скорей уж продуктом неких абстрактных и многократно повторяемых мантр и догм, чем результатом его объективного и кардинального превосходства над многофункциональными истребителями, в деле нанесения ударов по земле.

И также, что предельно показательно, никаких работ над специализированными пилотируемыми тактическими бомбардировщиками нового поколения, даже у нас в стране — не то что не ведется, но даже и не намечается. И тут мы, нравится это кому-то или нет, но таки присоединяемся к общемировой тенденции, в которой специализированные тактические бомбардировщики доживают свои последние дни, причем в виде списываемых машин, разработки еще 1970-х годов прошлого века.

И вы же помните, что, впервые поднявшись в воздух в 1990 году, еще при СССР — Су-34, по изначальным планам, должен был встать на вооружение и пойти в "серийку" еще во второй половине 1990-х годов прошлого тысячелетия столетия?

Но такая дикая задержка — это, конечно, не вина машины. Крах СССР спутал все карты и превратил в долгострой не одну, казалось бы, сравнительно плёвую для реализации программу.

Зато наш многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 прямо сходу разрабатывался с учетом требования к нему выполнять весь спектр ударных задач по наземным и надводным целям, от подавления ПВО до нанесения ударов по самостоятельно обнаруженным и доразведанным целям.

И что-то я не слышал, чтобы кто-нибудь из адептов Су-34 кричал, что Су-57 — плохая машина.

На том лишь основании, что...и тут я вновь цитирую адептов Су-34, из комментариев: "универсальные машины всегда хуже узкоспециализированных в тех областях на которые те заточены".

Потому что вот тот же F-22 — это специализированная машина, изначально заточенная на завоевание превосходства в воздухе, и лишь чуть погодя, через несколько лет после начала ее серийного производства и принятия на вооружение, получившая возможность применять некоторые типы управляемых авиабомб.

То есть, по логике тех же адептов Су-34, и тактических бомбардировщиков, вообще:

В воздушном бою, узкоспециализированный F-22 однозначно лучше нашего многофункционального Су-57.

Чуете, да? Насколько такая двоичная логика ущербна и архаична.

И также симптоматично, что именно на Новосибирском Авиационном Заводе имени Чкалова, где серийное производство Су-34, в количественном выражении, уже давно перевалило за 3/4 предполагаемых к закупке "бортов" — был собран и впервые поднят в воздух малозаметный реактивный ударный БПЛА С-70 Охотник, горячо мной приветствуемый и сполна отвечающий всем требованиям, предъявляемым к действительно перспективным ударным авиационным комплексам.

Понравилась статья? Подпишись на СОВБЕЗ! Только в блоге СОВБЕЗ ты найдешь самую интересную и достоверную информацию об обороне, армии и ВПК