A Quick One (1966)
Пришла очередь второго студийного альбома - A Quick One. Его название связано c последним треком на пластинке - "A Quick One, While He's Away", но его можно трактовать как и просто "На скорую руку", у группы было не так много времени на подготовку и запись. Есть и третья трактовка, но к ней вернемся в этой публикации позже. Однако первое его имя предполагалось совершенно иным - Jigsaw Puzzle, сейчас его можно перевести как просто "Паззл".
Авторами материала единственный раз в истории группы стали все четыре участника The Who, причём ими значатся отдельные музыканты, и это было сознательным ходом. Менеджер Крис Стэмп заключил сделку с музыкальным издательством Essex Music, по которой каждый из трех участников группы, Джон Энтвисл, Роджер Долтри и Кит Мун, мог получить аванс в 500 фунтов (с учетом инфляции сейчас это было бы чуть больше 9000 в британской валюте или более 1 миллиона рублей) в случае, если напишет две песни. Хотя квартет был популярен на родине, а гонорар за концерт мог доходить до 300 фунтов, денег команде не хватало, и такой договор был весьма выгодным предложением.
Открывающая альбом песня "Run Run Run", была написана Питом Таунсендом, но, как считается, впервые была записана коллективом The Cat, спродюсирована автором и вышла на тоже самом лейбле, что и материал его основной группы в 1966-м, Reaction Records. Сейчас следов этой команды легко не найти, даже нет ничего на ютьюбе. Этот трек можно назвать развитием идей с My Generation, свою версию The Who "оформили" в студии в начале октября 1966-го.
Автором "Boris The Spider", записанной 4-го октября 1966-го, был басист Джон Энтвисл, ее название появилось, когда он развлекался с музыкантами The Rolling Stones, Чарли Уоттсом и Биллом Уайменом, придумываю глупые имена животным, в их числе был Паук Борис, названный по имени актера Бориса Карлоффа (к России он, кстати, не имел отношения, это был псевдоним британца Уильяма Генри Пратта). Во время одной из репетиций Пит Таунсенд спросил Энтвисла, написал ли он свою вторую песню для The Who, на что Джон ответил, что да. После чего он буквально на ходу сочинил черновой вариант, а доработал его дома, закончив буквально за десять минут. Сам Таунсенд называл композицию самой любимой у Джими Хендрикса среди всех из The Who. "Boris The Spider" стал одной из популярнейших на концертах у фанатов. Если прислушаться к английской версии озвучки фильма "Люди в Черном 3", то голос главного злодея, которого зовут Борис, очень напоминает вокал Энтвисла в припеве. Он, в свою очередь, позаимствовал его у одного из персонажей популярного в Британии комика Спайка Миллигана в радиопередаче «Шоу болванов».
Трек Кита Муна "I Need You" был также записан 4-го октября в лондонской студии Pye, полное его название "I Need You (Like I Need A Hole In My Head)", если переводить на русский, то звучит это "Ты мне нужна (как нужна дыра в моей голове)". Партию клавесина исполнил Джон Энтвисл.
"Whiskey Man", записанная 3-го октября в Лондоне в CBS Recording Studios, взяла свое имя из фильма "Ночь тигра", в одной из сцен которого, главный злодей произносит фразу, начинающуюся со слов "Whiskey Man". Это первая песня, которую басист Джон Энтвисл в одиночку написал для The Who.
"Heat Wave" - единственная кавер-версия на A Quick One, оригинал был издан в 1963-м женским коллективом с лейбла Motown - Martha and the Vandellas. Это было уже третий вариант, сыгранный The Who в студии, другие относились в 1965-м. Работа над "Heat Wave" образца 1966-го велась 30-31-го августа.
В эти же даты были записаны несколько других каверов, изначально предназначавшихся для альбома, но позже частично вошедших на Ready Steady Who EP - "Barbara Ann" американцев The Regents, "Batman Theme" Нила Хефти, а также еще один трек, остававшийся неизданным до 1995-го - "Man With Money" дуэта The Everly Brothers.
"Cobwebs And Strange" - самая "безумная" композиция на альбоме, для нее каждый из участников сыграл на необычном для себе инструменте - Долтри на тромбоне, Энтвисл на тубе, корнете и трубе, Таунсенд на блок-флейте, маракасах и "свистульке", а автор, Кит Мун, на специальных оркестровых тарелках. Трек был записан к концу сентября 1966-го, его рабочим названием было "Showbiz Sonata". Продюсер, он же менеджер The Who, Кит Ламберт, заставил музыкантов ходить мимо микрофона, чтобы создать интересный стереоэффект, но во время второго дубля, необходимого для создания полноценного микса, квартет не мог постоянно слышать студийный монитор и сбивался с мелодии и ритма, поэтому им пришлось записываться, но уже стоя на одном месте. За основу "Cobwebs And Strange" был взят оригинал британского джазмена Тони Кромби "Eastern Journey".
"Don't Look Away", песня Пита Таунсенда, была записана 3-го октября в Лондоне в CBS Recording Studios.
"See My Way" - единственная композиция Роджера Долтри на альбоме, которую он написал в стиле Бадди Холли, для большей схожести он даже просил Кита Муна играть как барабанщик The Crickets, Джерри Эллисон. Они даже нашли на улице картонные коробки, с которыми звук ударных получался более "правдоподобным".
Автором "So Sad About Us" был Пит Таунсенд, ранее в 1966-м британцы The Merseys выпустили сингл с этой песней, которую гитарист написал для них, но в чарт этот релиз не попал. Известным стал и кавер The Jam, которые вдохновлялись ранним периодом творчества The Who.
"A Quick One, While He's Away" - целая мини-опера из шесть частей, написанная Питом Таунсендом. Она была готова к концу октября, записанная по фрагментам в разных студиях (IBC, Pye, Regent Sound Studio). Ее текст рассказывают историю про измену и прощения, она стала образцом для последующих, уже более масштабных работ группе со схожей музыкальной концепцией. Очень любопытно, что этот трек сыграли The Beatles во время своих сессий The Get Back, пусть и фрагментарно и даже с участием Йоко Оно.
Пластинка была выпущена в 9-го декабря 1966-го в Великобритании, она добралась до четвертого места в чарте, правда уже в следующем году.
Дизайн обложки выполнил Алан Олдридж, чьи работы тогда ассоциировались с поп-артом.
В США альбом вышел с задержкой в четыре месяца, в апреле 1967-го, но издали его под названием Happy Jack, произошло это не только из-за того, что одноименная песня была хитом в ТОП-40 американского чарта, но и из-за двусмысленности британского "наименования", как посчитала местная звукозаписывающая компания. Его можно перевести как "по-быстрому", наверное, не сложно догадаться к какому занятию это относится, особенно понимая тему мини-оперы "A Quick One, While He's Away". В треклисте было всего одно изменение - вместо кавера "Heat Wave" поставили заглавную "Happy Jack". Концептуально обложка осталась точно такой же, что и у британского релиза, изменилось лишь имя диска на ней. В чарте Billboard пластинка не поднялась выше 51-го места.
A Quick One вышел в стерео- и моно-вариантах, как и полагалось тогдашним релизам. К переизданию в 1995-м, добавили целых десять бонус-треков (включая весь материал с Ready Steady Who, бисайды и неизданные композиции того периода). В последующие годы альбом несколько раз перевыпускали (и в стерео (в том числе в новом варианте сведения 2002-го), и в моно), но до крупноформатных боксетов, в отличие от других дисков 60-х, дело не дошло, тут, конечно, надо понимать, что и записанного в тот момент в архивах по сути дела и не осталось.
Даже зная всю историю создания A Quick One, его никак нельзя назвать "проходным" релизом. Пусть он и не самый сильный у The Who в 60-х, но все равно очень качественный.