Найти тему

Базовая и важная информация Звездочка краскома и меднение металла, как выбрать знак на восстановление и не потратить деньги зря

Исходная звезда РККА нач состав
Исходная звезда РККА нач состав

К этой статье я буду возвращаться и не один раз, поэтому прошу дочитать до конца (тем кому это интересно конечно). Все дальнейшие дайджесты по знакам на аукционах, и практикумы по реставрации, я буду сокращать со ссылкой на материал этой базовой статьи!

Начнём с технической справки

Коррозионные свойства латуни

Латуни обладают хорошей коррозионной стойкостью в обычной атмосфере, а также в условиях морского климата. При этом латуни, содержащие менее 15% Zn , по коррозионной стойкости близки к меди.
Скорость коррозии латуней в атмосферных условиях не превышает 0.001 мм/год; в пресной воде скорость коррозии незначительна и при температуре 20°С составляет 0,0025...0,025 мм/год.

Эта справка взята из справочников по цветной металлургии.

Прокомментирую данный момент. Из предыдущих статей ( ссылка )

Нам известно что звезды РККА штамповались из "меди с содержанием цинка до 40%" , что дороже цинк или медь?, вопрос очевиден, в условиях войны медь становится стратегическим металлом. А значит и содержание цинка в штампуемых изделиях будет больше 15% , а именно при этом значении коррозия латуни минимальна.

Представим идеальные условия кокарда 1918 года :

  • Знак штамповался из латуни с содержанием цинка 15%
  • Лежал в нормальных атмосферных условиях
  • Не подвергался воздействию кислот, паров аммиака и присутствия электрохимических активного металла (железа)

Время работает против нас арифметика 2020 - 1918 = 102 года

В соответствии со справочным данными коррозия за 102 года составит

0,025 × 102 = 0,255 мм при минимальном значении скорости коррозии.

Для кокарды толщиной 0,5 ~ 1,1 это не критично.

Для значка толщиной 1,5 ~ 2,5 и подавно.

Добавлю к этому окислы меди - естественная патина, замедляет дальнейшее окисление слоёв металла!

Это хорошо известно копателям, на песчаных почвах и сухом климате, копанная латунь просто сказка. А сухой чердак волшебная сказка.

И это нам плюс. Естественный процесс патинирования, естественная коррозия латуни (техническим языком), реставратору не враг.

Справка далее

Латуни интенсивно корродируют под воздействием минеральных кислот (азотная, соляная). Серная кислота действует на лату­ни значительно медленнее, однако в присутствии окислителей { Fe 2 ( S 04 )3} скорость коррозии увеличивается на два по­рядка. Латуни весьма устойчивы в растворах щелочей (за исключением аммиака) и в концентрированных растворах нейтральных солей.

Прокоментируем этот пункт. Врядли знаки будут лежать в кислотах и щелочах длительное время, вроде бы понятно... Но в присутствии железо сернистых соединений коррозия возрастает в разы. Так ведь в знаке нет железа? Но это не так! В целях экономии и придания жесткости, часто винты знаков, булавки, ушки пуговиц делали из латунированной стали.

Если обратите внимание на фото с аукциона это хорошо видно

Фото лота аукциона
Фото лота аукциона

Это тоже неприятная коррозия, но грозит больше винту знака, который разлагаясь сохранит сам знак, сохранить родной винт в 80% случаев не удастся. А если знак сталь латунированная, то и весь знак. ( практикум здесь )

Ну а теперь самое неприятное!

Обесцинкование, простым языком меднение

Латуни подвержены также особым видам коррозии: обесцинкованию и «сезонному» растрескиванию. Латуни подвержены также особым видам коррозии: обесцинкованию и «сезонному» растрескиванию.Обесцинкование (меднение)— это особая форма коррозии, при которой происходит растворение поверхностных слоев латунного изделия в реагенте. Процесс обесцинкования наблюдается при контакте латуни с электропроводящими средами (кислые и щелоч­ные растворы). В результате обесцинкования латуни становятся пористыми, на поверхности появляются красноватые пятна, ухудшаются механические свойства. оверхностных слоев латунного изделия в реагенте. Процесс обесцинкования наблюдается при контакте латуни с электропроводящими средами (кислые и щелоч­ные растворы). В результате обесцинкования латуни становятся пористыми, на поверхности появляются красноватые пятна, ухудшаются механические свойства.

Живой пример звездочка краскома РККА

Обратка кокарда РККА
Обратка кокарда РККА

Мы видим сильное окисление с медно серым налетом. На практие это губчатая медь с окислами меди. Знак держит форму, но латунь разложилась, цинк из сплава корродировал и в остатке мы имеем медную губку пронизанную в порах оксидами меди. При попытке химически смыть патину, результат будет плачевным. Так как глубина губчатой патины до 40% толщины знака.

Ну и самое неприятное! В процессе обесцинкования, идёт ещё один не химический а физический процесс. Межкристалическое растрескивание.

Склонность к коррозионному межкристаллитному растрескиванию усиливается с увеличением (свыше 15%) содержания цинка. Для предотвращения коррозионного растрескивания полуфабрикаты и изделия из латуней подвергают низкотемпературному отжигу.

Во многих статьях я уже обращал внимание на низкотемпературный отжиг. Как бы ни хотелось начать чистить знак сразу, предварительно нагреваем его. Хотя даже отжиг иногда не даёт нужного результата.

Смотрите фото ниже.

В моей статье достаточно много текста и мало картинок. Но статья будет базовой для дальнейшего понимания что можно восстановить, а что просто законсервировать и не пытаться химически или механически удалять окислы и патину.

-4
-5
-6
-7
-8

На фото маросъемкой хорошо видно губчатую структуру знака, и как результат, знак просто рассыпался.

На этом сегодня все.

Подписывайтесь, пользуйтесь, рекомендуйте.

Как всегда, самое интересное впереди...

С уважением Gerr Major

Авто
5,66 млн интересуются