В 1971 году, а это значит ровно 50 лет назад на Женевском автосалоне был представлен автомобиль ставший без сомнения главной звездой моторшоу. Да, в тот год показали еще массу машин, но бесспорным лидером по количеству посещений стал стенд вовсе не автопроизводителя, а кузовного ателье Carrozzeria Bertone. Именно там переливаясь полированными боками и пуская бликовую от хромированных делателей красовался прототип Lamborghini Countach LP 500 желтого цвета.
Когда в 10 часов утра с него сняли покрывало, то присутствующие журналисты, а первые дни автошоу всегда отдавались коллегам, посетители могли появится в залах Палэкспо позднее. Так вот когда стендист сняли покрывало, то все увидели прототип суперкара. Причем открывшие рот представители прессы мгновенно кинулись к телефонам автоматам дабы сообщить новость в редакции первыми. Мобильной связи еще не было. Когда же автосалон открыл свои двери для обычных посетителей, то начитавшись в прессе восторженных откликов они первым делом шли на стенд итальянских кузовщиков. Такой фееричный успех заставил инженеров компании Lamborghini, ее испытателей и дизайнеров Bertone торпедировать работы по созданию серийной, пусть и выпускавшейся малыми партиями, машины.
Резонно будет выглядеть вопрос, почему же было принято решение представить Countach LP 500 на стенде именно Carrozzeria Bertone, а вовсе не на родной площадке? Все объясняется просто. В Женеву в 1971 году привезли последнюю модификацию модели "Дома бешеного быка" Lamborghini Miura SV.
Тут стоит сделать небольшую паузу в рассказе и остановится, пусть и ненадолго, на суперкаре Lamborghini Miura P400 SV. Модель SV была подвергнута рестайлингу глубокой модернизации. У машины исчезли знамениты "ресницы" вокруг передних фар, а на задней панели появилась буква V. Колея задних колес расширилась, увеличились и крылья в корме автомобиля, была полностью модернизирована задняя и передняя подвески. Изменилась задняя оптика, и передний бампер. Однако самое важное произошло именно с мотором. Если до этого моторное и трансмиссионное масла имели общий картер, то теперь их стало два. Так же модернизировали и карбюраторы, и изменили синхронизацию клапанов. Все это повлекло за собой повышение мощности. Казалось бы, всего 15 лошадок, но теперь в 12 цилиндровым силовом агрегате было 385 сил, и 400 ньютонов момента. Максимальная скорость при этом составила 300 км/ч, а первую сотню Miura SV разменивала за 5,7 секунды. Кстати именно эта машина, собьранная тиражом в 150 штук Последний экземпляр же экземпляр выехал из ворот завода 15 января 1973 года.
Но вернемся в Женеву, на автосалон. Хитрый Феруччо Ламборгини решил убить двух зайцев одновременно. С одной стороны, на стенде его компании красовалась модернизированная, но хорошо всем известная модель. С другой, он подогрел интерес к своей фирме и заставил говорить о ней, как о солидном производителе суперкаров. Причем целые развороты в популярных автомобильных изданиях были посвящены именно концепту, а не действующей модели.
Конечно согласно внутренней документации проект носил название LP112, где LP заднее продольное положение двигателя(«Longitudinale Posteriore», у предшественницы Miura он был установлен поперечно ), "1" - это цифра проекта номер один. А 12 обозначение количества цилиндров двигателя. Причем авторство проекта приписывают самому Ферруччо Ламборгини. Он очень хотел дать достойный ответ заносчивому Энцо Феррари и конечно же поддерживать имидж компании. Интересно, что за основу взяли все тот же мотор от предшественницы разработанный Джотто Биццаррини.
Инженерную часть возглавлял Паоло Станцани, который работал в Lamborghini с 1963 года. Уже в 1968 году Ферруччо назначил его генеральным директором и техническим директором. А уже в 70-м он стал ответственным за механическую часть Countach.
Что касается дизайна кузова, то за чистоту и футуристичность линий отвечал Марчелло Гандини. Именно он предложил использовать "двери-ножницы" или двери гильотинного типа. Позаимствовав их со своей же разработки. В частности, задолго до того как он придумал стиль Countach он воплотил в реальной жизни модели Alfa Romeo Carabo 1968 года и Lancia Stratos Zero 1970 года. Именно у них были рубленые, клиновидные формы. Оба прототипа имели и среднее расположение двигателя, низкую и совсем плоскую носовую часть, и усеченную корму. Правда вот двери у тех машин были разными. Так у Stratos Zero для этого нужно было откинуть ветровое стекло. А вот как раз для Carabo он придумал "ножничные" двери.
Кстати именно так будут открываться двери у всех без исключения моделей с двенадцатицилидровым двигателем. Вообще в этом автомобиле, вернее в его готовой версии осталось не так много общего от прототипа. Пришлось доработать систему охлаждения, тормоза, сам мотор. Он кстати изначально должен был быть пятилитровым. Именно такой и стоял на показанном в Женеве прототипе.
Первоначально Станцани решил использовать не привычную раму сваренную из круглых трубок. Он взял стальной лист и трубы квадратного сечения. Однако в ходе работ по доводке машины, от этого пришлось отказаться. Рама получилась излишне тяжелой и не очень жесткой.
А вот с названием получилось интересно. История забавная (существует несколько версий, мне ближе эта). Дело в том, что слово Countach не итальянское. Его можно отнести к пьемонтскому диалекту. Он по своему звучанию ближе к французскому языку. Так вот, на заключительной стадии сборки автомобиль был перевезен в обыкновенный сарай для сельскохозяйственной техники. Который располагался на ферме недалеко от Грульяско (провинция Турин). Как писал сам Гандини с ними работал местный крестьянин. Видимо в качестве обслуживающего персонала. Когда у него что-то не получалось он обычно восклицал: сountach, что на диалекте означает "чума", "зараза". Будучи уроженцем Пьемонта Гандини решил использовать это выражение и назвать машину именно так. Больше того, он убедил в этом Нуччо Бертоне, Ферруччо Ламборгини и Паоло Станцани.
После успеха LP 500 в Женеве работы продолжились. Но неполадки с пятилитровой версией и множество других проблем, заставили серьезно суперкар доработать. Но тем не менее выставленный на автосалоне прототип был не макетом. А действующей моделью. Именно на нем главный испытатель Lamborghini Боб Уоллес проводил все ходовые проверки, учил его ездить.
Увы, эта машина не сохранилась. Ферруччо очень торопился получить европейскую омологацию для своего детища. И именно прототип был отправлен в Англию, где его уничтожили в ходе краш-теста в 1974 году Вообще случай уникальный. Я не знаю кто и как уговорил англичан разбить, а главное выдать одобрение типа транспортного средства именно этой машине. Ведь она имела мало общего с серийными образцами.
Первый счастливец получил свой Countach в 74 году. Всего же, по разным данным с 1974 по 1990 год было произведено 1999 Countach в пяти различных сериях. Вот такая вот история.