Если попросить, кого ни будь объяснить, что такое трактор, то, конечно, вам в подробностях обрисуют гусеничную или четырех колесную машину, предназначенную для обработки полей. Но оказывается одновременно с четырехколесными тракторами всегда были попытки сделать и трехколесные , причем разной компоновки с одним ведущим и двумя управляемыми или два ведущих и одно управляемое.
Причины, по которым делали такие трактора, это в первых удешевление и упрощение конструкции, а так же снижение веса, ну и, конечно, для определенных условий эксплуатации. Одним из первых полевых трехколесников был трактор «Запорожец»,, сделанный из бюджетных материалов с небольшой массой, двигатель его работал на сырой нефти.
Так же одними из популярных моделей был трактор «Карлик», «Гном», которые управлялись передним колесом. Они обладали высокой маневренностью, что позволяло использовать их в стесненных условиях. При небольшом весе они имели хорошее тяговое усилие. «Карлик» и «Гном» были простыми в сборке и ремонте. Все эти качества сделали его невероятно распространенными и востребованным трактором в сельхозпроизводстве, где он мог выполнять много работ и в саду, и в поле.
Когда в СССР начали массовый выпуск колесных СТЗ-15 и гусеничных НАТИ, об этих перспективных трехколесных первенцев забыли. Только уже в послевоенное время, в связи с большими потребностями легкой промышленности в хлопке, были созданы параллельно с МТЗ-2 и трактор для обработки междурядий на хлопковых полях МТЗ-2Х, со сдвоенными передними колесами для большей маневренности.
Дальнейшее развитие эта модель получила в тракторе МТЗ-50Х, у него уже были встроены в задний мост дополнительные редуктора, которые добавили маневренности, он практически мог развернуться на одной точке.
Среди последних советских моделей тракторов трехколесной компоновки, нужно отметить МВУ-30. Разработан он был в Белоруссии в конце 70-х годов, но из-за начавшейся перестройки, так и не был запущен в производство.
Хотя, трактор не был универсальным, но он, несомненно, нашел бы широкое применение на полях страны. МВУ-30 – машина внесения удобрений , ширина разброса гранул до 30 метров. Трехколесность объясняется тем, чтобы колеса не шли по одной колее, а значит меньше укатывали поле, не оставляя после себя колеи.
МВУ-30 имел скорость до пятидесяти километров в час, грузоподъемность до 8 тонн. МВУ-30 мог заехать на поле , не боясь увязнуть на месяц раньше других тракторов. Как видим перспектива у этого трактора стать востребованным была, но неразбериха перестройки и начавшийся развал во всех сферах производства , не позволили запустить МВУ-30 в серийное производство.