Найти в Дзене
Владислав Панкратов

Филёвская линия в Можайский район, Сколково и Одинцово. Разбор официальных планов.

Оглавление
Схема продления Филёвской линии в Можайский, Сколково и Одинцово, согласно генеральному плану.
Схема продления Филёвской линии в Можайский, Сколково и Одинцово, согласно генеральному плану.

Добрый день, уважаемые читатели и подписчики!

Продолжаю разбирать официальные планы по расширению сети Московского метрополитена на отдалённую перспективу, чтобы иметь представление о будущем развитии транспортной системы Москвы.

Как помнят мои давние читатели и подписчики. Я разбираю имеющуюся официальную (и полуофициальную) информацию о планах развитии метро в Москве, анализирую и помечаю на карте известные местоположения станций, согласно этим планам. Потом привожу аргументы "ЗА" и "ПРОТИВ" строительства той или иной линии.
Начинали с Балашихинской линии, прошли Ярославскую линию, изучили продление оранжевой линии в Мытищи, Люблинско-Дмитровской линии в Западное Дегунино и дальше за Физтех, разобрали Молжаниновскую линию, продление синей линии в Куркино и теперь вот очередь Филёвской линии.

О продлении голубой линии впервые заговорили во времена создания «Инновационного центра Сколково» (далее — «Сколково»). Тогда высшее руководство страны захотело создать отечественный аналог «Кремниевой долины», известный в мире IT-кластер и инновационных технологий в целом.

На месте «Сколково», по другую сторону МКАД, что на западе Москвы были сельскохозяйственные поля. В любой другой реальности, эти поля были бы застроены жильём из-за удачного расположения и близости столицы.

В нашей же реальности, здесь создаётся один из главных научно-технических центров страны. Не слишком быстрыми темпами, но тем не менее. Территорию «Сколково» включили в состав Москвы в ходе расширения города 2011-2012 гг.

Почему же я пишу о «Сколково» в этой статье? Потому что именно этот инновационный центр станет предтечей для какого-либо метростроительства в этих краях (Можайский район).

Официальная информация.

1. В последних изменениях генерального плана г. Москвы 2017 года, в части присоединенных территорий, обозначено развитие Филёвской линии вдоль Можайского шоссе вплоть до города Одинцово:

Продление Филёвской линии из материалов изменений в Генплан Москвы в части присоединенных территорий.
Продление Филёвской линии из материалов изменений в Генплан Москвы в части присоединенных территорий.

Что интересно, в само «Сколково» метро не придёт, но ближайшая станция будет в ~300 метрах от границы района. Примерно, как нынешняя станция первого диаметра (МЦД-1) — «Сколково».

2. Руководитель управления внеуличного транспорта Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура) Максим Васильев в интервью информационному агентству «Интерфакс» сказал следующее о продлении метро в Сколково (Инновационный центр):

Скриншот-цитата из интервью Руководителя управления Москомархитектуры для Интерфакса о продлении метро в Сколково.
Скриншот-цитата из интервью Руководителя управления Москомархитектуры для Интерфакса о продлении метро в Сколково.

3. В одном из ранних вариантов схем развития Московского метро, для подготавливаемых тогда изменений в Генплан Москвы в части новых территорий (Новая Москва, Некрасовка, Сколково, Рублёво-Архангельское, Конезавод ВТБ), вот так было отмечено продление Филёвской линии:

Ранний вариант схемы развития внеуличного транспорта г. Москвы из изменений в Генплан Москвы в части присоединенных территорий.
Ранний вариант схемы развития внеуличного транспорта г. Москвы из изменений в Генплан Москвы в части присоединенных территорий.

Тогда хотели разместить станцию метро в центре «Сколково». И она была бы конечной Филёвской линии, и фактически новая присоединенная территория была бы окутана сетью метро. Но есть проблема.

4. Никаких технических зон метро под продление Филёвской линии нет. Их нельзя найти даже в относительно свежих проектах планировки (2018-2020 гг.) для реновации районов Кунцево и Можайский:

  • кварталов 47, 48 района Кунцево города Москвы
  • территории района Можайский, кв. 78-80, 107-110
  • территории района Можайский, кв. 71-72, 75
  • территории района Можайский, кв. 67, 68-69

Техзоны нету в самом «Сколково», хотя конечно же туда метро и не планируется.

Если в отдаленном будущем решат всё-таки провести линию метрополитена, то только под землёй из-за уже сложившейся плотной городской застройки.

Нужно напомнить, что Филёвская линия, которую хотят продлить в Можайский район, разместить близ Сколково и довести до г. Одинцово,
это преимущественно наземная линия метро и недавно линия была реконструирована в 2016-2019 годах.

А для строительства подземного участка нужно будет перестраивать значительную часть наземного участка линии и закатывать его под землю. Что скажем делать не будут из-за недавней реконструкции линии. Таким образом продление Филёвской линии слишком отдалённая перспектива, что и было сказано руководителем подразделения Москомархитектуры.

5. Предлагаю посмотреть карту домов, попавших в программу реновации в месте продления Филёвской линии:

Карта реновации районов Кунцево и Можайский. Автор: DimaFromMai на Хабре.
Карта реновации районов Кунцево и Можайский. Автор: DimaFromMai на Хабре.

Дома в районе Серафимовской церкви и на пересечении Можайского шоссе и Рябиновой улицы очень удачно попали в программу реновации.

Именно в этих местах, наиболее вероятно, будет проходить продление Филёвской линии в сторону Сколково.

Расположение станций продления Филёвской линии:

Давайте попробуем разобраться с расположением станций Филёвской линии. Для этого рекомендую открыть интерактивную карту:

https://yandex.ru/maps/-/CCUQ5QXq9A

1. Станция метро на пересечении Можайского шоссе, Рябиновой улицы и Гвардейской улицы.

Станция метро Филёвской линии на пересечении Можайского шоссе, Рябиновой улицы и Гвардейской улицы.
Станция метро Филёвской линии на пересечении Можайского шоссе, Рябиновой улицы и Гвардейской улицы.

Это будет первая станция продления Филёвской линии от ст. «Кунцевская» в сторону Сколково.

Жилые дома по адресу: Можайское шоссе, д. 23 и д. 27 попали в программу реновации.

Двадцать пятый дом и какое-то коммерческое здание по тому же адресу ничего не мешает изъять для государственных нужд с выплатой соответствующей компенсации. Есть пример изъятия жилых домов для строительства ст. м. «Улица Народного Ополчения» (Большая Кольцевая линия), а также коммерческого здания для ст. м. «Улица Генерала Тюленева» (Троицкая линия).

2. Станция метро на Можайском шоссе близ МКАД.

Станция метро Филёвской линии на Можайском шоссе близ МКАД.
Станция метро Филёвской линии на Можайском шоссе близ МКАД.

Наземными строениями это место не стеснено, тут уж можно сказать. О подземных коммуникациях не берусь утверждать.

3. Станция метро в районе остановочного пункта «Сколково» первого диаметра (МЦД-1).

Станция метро Филёвской линии в районе остановочного пункта «Сколково» первого диаметра (МЦД-1).
Станция метро Филёвской линии в районе остановочного пункта «Сколково» первого диаметра (МЦД-1).

Будущая ближайшая станция метро к Инновационному центру Сколково. Не исключено, что в будущем её как-то разместят поближе к «Сколково». Хотя бы по другую сторону Минского шоссе.

Эта же станция метро будет ближайшей для бесплатного участка трассы М-1 «Беларусь», для тех кто едет со стороны Кубинки, Можайска, Вязьмы и Смоленска.

4. Станция метро на пересечении Можайского шоссе и улицы Говорова в городе Одинцово.

Станция метро Филёвской линии на пересечении Можайского шоссе и улицы Говорова в городе Одинцово.
Станция метро Филёвской линии на пересечении Можайского шоссе и улицы Говорова в городе Одинцово.

Несмотря на относительную близость станции МЦД-1 «Баковка», она находится в окружении частных малоэтажных домовладений и основная многоэтажная жилая застройка находится в достаточном удалении от пешей доступности .

На эту станцию метро можно было бы перенаправить значительную часть наземного общественного транспорта ближайший микрорайонов Одинцово, вместо следования в Москву.

5. Конечная станция метро близ Одинцовского городского суда. (на пересечении Можайского шоссе и улицы Маршала Неделина).

Конечная станция метро Филёвской линии близ Одинцовского городского суда.
Конечная станция метро Филёвской линии близ Одинцовского городского суда.

Давайте приступим к традиционной аргументации «ЗА» и «ПРОТИВ». Часть аргументов взял из комментариев читателей в предыдущих статьях.

"ЗА":

+ Линия метрополитена придёт в Можайский район, один из крупнейших районов Москвы без метро наряду с Ярославским, Бирюлёво, Ивановским, Южное Медведково и т.д.

+ Филёвская линия не самая загруженная линия метро и увеличение пассажиров со стороны области не скажется критичным образом.

+ Значительное сокращение времени в пути до метро жителям Можайского района, «Сколково» и города Одинцово.

+ МЦД-1 проходит вдали от значительной части жилых массивов Можайского района и города Одинцово. Сама "городская электричка" подвержена сбоям в графике движения.

+ Снижение автомобилепользования среди жителей Можайского района, «Сколково» и города Одинцово из-за пешей близости станции метрополитена.

+ Меньше автомобилей и наземного городского транспорта будет въезжать в пределы Москвы со стороны области. Улучшиться экология.

"ПРОТИВ":

- Продление Филёвской линии практически везде дублирует маршрут прохождения МЦД-1, инфраструктуру и пешую доступность которого лучше всего развивать и направлять все усилия на это.

- Наземный общественный транспорт Москвы и Подмосковья с должным графиком работы и низкими интервалами может вывести всех желающих до ближайшей станции метро. Строительство продления Филёвской линии слишком затратно для городского бюджета, есть и будут более важные проекты.

- Транспортные проблемы Подмосковья должны решаться за счёт Московской области, а не другого субъекта РФ (В данном случае — Москва). От этого продления выиграет преимущественно Московская область.

- Стимулирование роста численности населения городского округа Одинцово, население которого будут работать в Москве.

Всё! Если есть что-то добавить или пропустил, то пишите в комментариях!

P.S. Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на мой канал и ставьте оценку статье. Буду продолжать рассказать дальше о перспективных планах развития Московского метрополитена. Например, продление Солнцевской линии за аэропорт Внуково и соединение Бирюлёвской и Рублёво-Архангельской линии.