Найти тему
Автоклуб "Медведь"

МАЗ-5432. Гоночный грузовик, которому запретили побеждать.

Оглавление
Многие знают о том, что автомобили КамАЗ, оснащенные двигателями ЯМЗ, 10 раз становились чемпионами ралли "Париж-Дакар". Но мало кто слышал о том, что этому предшествовали победы грузовиков МАЗ с ярославским дизелем в кольцевых гонках...

Предисловие

Началось все с того, что на МАЗе инициативная группа молодых инженеров загорелась идеей участия в ралли "Париж—Дакар". Вначале про грузовое "кольцо" на МАЗе не шло и речи, хотя в Европе эти гонки проводились уже шесть лет. Как известно, изначально идею кольцевых гонок грузовиков предложили американцы, а в Европе она воплотилась в жизнь в 1981 году в Голландии.

Константин Пичета, представитель МАЗа Валерий Юшко, Александр Синкевич, Сергей Белько, Дмитрий Книга, Сергей Селиванов (слева направо)
Константин Пичета, представитель МАЗа Валерий Юшко, Александр Синкевич, Сергей Белько, Дмитрий Книга, Сергей Селиванов (слева направо)

1987. Первые шаги.

Поскольку в то время гонки проводились как состязания перевозчиков, а не заводских команд, наше Совтрансавто получило приглашение от организаторов гонок на Хунгароринге (Венгрия).

Май 1987 года. Совтрансавто обратилось на МАЗ с просьбой помочь в подготовке машин. В отделе испытаний УГК МАЗа была создана инициативная группа, которая за две недели подготовила три серийных МАЗ-54322. На тягачи установили каркасы безопасности, редуктор с измененным передаточным отношением, задние амортизаторы и передний стабилизатор поперечной устойчивости.

По большому счету это были самые обыкновенные серийные машины, на которых стояли все тот же ЯМЗ-238, стандартная коробка передач и т. д. К тому же команда не имела отдельного помещения и работала "на коленке". Слово у руководства постоянно расходилось с делом, и это расхождение злым роком висело над спортивными МАЗами всю историю их существования...

В апреле автомобили обкатали на спортивной трассе в Грузинском Рустави и определили состав команды. В нее вошли мастера спорта СССР: Юрий Черников (Совавто-Москва) и Михаил Львов (Совавто-Ленинград). "В запасе" были Валерий Копиков и Сергей Смурцов, а возглавлял команду Валентин Моисеев.

Как уже упоминалось, в то время в чемпионате Европы по кольцевым гонкам могли участвовать только фирмы-перевозчики, поэтому МАЗы пошли на Хунгароринг, буксируя полуприцепы с грузом: машины выполняли обычный очередной рейс.

И вот — гоночное кольцо. На старте два МАЗа пристроились к "фирменным" тягачам; третий МАЗ в это время развозил фуры с грузом в пункты назначения.

По результатам квалификационных заездов МАЗам предстояло идти в паре девятыми, среди автомобилей группы "А" (мощность двигателя до 300 л. с.). Чтобы не нарушать тогдашних правил, с минских машин сняли глушители, "запаски", даже воздушные фильтры.

В ходе гонки на отдельных участках МАЗы разгонялись до 150 км/ч и пересекли финишную отметку тринадцатым и четырнадцатым. (При том, что они стартовали на 18-м и 19-м местах, а всего участвовало 30 тягачей.) Для людей и машин, впервые участвовавших в соревнованиях подобного рода, это был результат!

Тем не менее, гонка показала, что к таким мероприятиям нужно готовиться основательно, а не пытаться "на коленке" в сжатые сроки переоборудовать базовые тягачи. К следующим соревнованиям было решено подготовить специальную спортивную машину.

1988 год. Минчане на Нюрбургринге!

В марте 1988 года организаторы гонок дали "зеленый свет" для участия в чемпионате заводов! Теперь пригласили и Совтрансавто, и сам МАЗ. На заводе было принято решение о создании собственной команды, чтобы принять участие в гонках на Хунгароринге. Водителем гоночного МАЗа стал Сергей Белько.

Подготовка автомобилей к сезону затянулась... Два автомобиля "Совтрансавто" к началу апреля еще не прибыли в Минск, а ярославцы с не укладывались в сроки с поставкой гоночного двигателя...

Но все завершилось удачно: на новый МАЗ установили 700-сильный ЯМЗ-8424С, а в мае заводская команда поехала на Хунгароринг.

МАЗ-5432С образца 1988 года. С заводским грузовиком этот семисотсильный монстр имел мало общего, так что МАЗ оказался в группе С — тягачи с двигателями объемом от 14 до 18,5 литров.

Гонки выявили массу недочетов: как в подготовке команды, так и в конструкции 5432С. Но, не смотря на все нюансы, машина и пилот показали себя неплохо: десятое место в официальном зачете.

Что касается команды Совтрансавто, то она выступила слабее мазовцев (места во второй десятке).

Гонки закончились, и минчанам стало понятно, что необходимо серьезно доработать многие узлы машины...

Гонки — прекрасная возможность для испытателей, поскольку здесь проверка идет в наиболее трудных и жестких условиях. Результат может быть достигнут в течение нескольких часов, в то время как при обычных испытаниях на это могут уйти многие месяцы. После этапа доработали систему турбонаддува, шасси и редуктор заднего моста — и внедрили эти изменения в серию.
Минские тягачи на Нюрбургринге! 1988 год.
Минские тягачи на Нюрбургринге! 1988 год.

В сентябре при жуткой нехватке времени (гонка — 16 сентября, а выехали лишь 12-го) команда отправилась в Бельгию. К тому времени на МАЗе стоял уже 730-сильный мотор ЯМЗ, машину облегчили на 500 кг и установили другой задний мост.

До места назначения команда едва добрались: из-за того, что документы не были оформлены до конца, пришлось оставлять тягач на границе ФРГ и ехать в Бельгию, в оргкомитет...

Спортсменам приходилось постоянно доказывать свою нужность людям в руководящих креслах, которые считали затею баловством и пустой тратой денег.
Заводской МАЗ образца 1988 года.
Заводской МАЗ образца 1988 года.

Не смотря на все трудности МАЗ прибыл в Зольдер, из участников он был единственным, кто добрался своим ходом (к тому времени гоночные грузовики уже транспортировали на полуприцепах). Кроме того, возникли проблемы с допуском машины технической комиссией, из-за чего команда пропустила тренировку и первый квалификационный проезд; тем не менее, Минский тягач пришел десятым.

Автомобиль и команда показывали стабильные результаты без поломок, но по многим причинам (прежде всего, финансовым) пришлось пропустить следующие этапы.

1989 ГОД. Приз взят!

Так МАЗ-5432С выглядел весной 1989 года. Мощность двигателя — 930 л. с.
Так МАЗ-5432С выглядел весной 1989 года. Мощность двигателя — 930 л. с.
Шла подготовка нового тягача, но проблемы оставались старыми: отсутствие помощи, досадные эпитеты ("рвачи", "загранкомандировщики").

Между тем машина обрела двигатель мощностью 930 л. с. и новую коробку передач. Редуктор вновь стал двухступенчатым, доработке подверглась тормозная система: установили АБС спереди и сзади, увеличили площадь фрикционных накладок; двадцатого мая машина — в Венгрии, на Хунгароринге!

Из "наших" здесь участвовали также ЗИЛ и КамАЗ. Квалификационные заезды не прибавили оптимизма минчанам: было сложно что-то противопоставить тягачам противников, мощность которых достигала полутора тысяч лошадиных сил...

Гонка началась в дождь, МАЗ (пилот - Сергей Белько) стартовал с последнего места (всего — 18 машин). На повороте вылетел за пределы трассы Mercedes, IVECO болгарской команды сломался, а минский грузовик финишировал восьмым!

На следующий день, в воскресной гонке, Белько был одиннадцатым, оставив позади Mack, Volvo White, Renault и один из Мерседесов.

Затем настал черед "гонки по приглашению". Очки, заработанные в ней, не шли в зачет, и потому многие команды берегли свои тягачи. Но только не заводская команда Минского автозавода, которая решила: вдруг, в отсутствие многих лидеров, повезет?

Расчет был верным: Белько со старта обошел несколько тягачей и вырвался в лидеры. Уже перед финишем его попытался вытолкнуть с трассы пилот Лидсней на White, и это ему отчасти удалось. К финишу Линдсей пришел на капот впереди МАЗа с разницей во времени всего в 0,09 секунды. В любом случае, МАЗ впервые получил призы! При этом — ни одной поломки.

Команда стала готовиться к "Северной петле", и в этот период произошло немало событий: Совавто решило вновь выйти на гоночное кольцо с пилотами Черниковым и Львовым и бесцеремонно изъяло все запасы гоночной "резины" на заводе - в результате, когда сам МАЗ приехал на Нюрбургринг, техническая комиссия потребовала, чтобы МАЗовцы сменили резину, и тем пришлось доставать другие, но все равно подержанные шины.

На старте у минчан — последние места. Лидируют, само собой, Mercedes и MAN; у МАЗа — 17-е и 18-е места; Черников — 14-й, Львов выбыл из-за неисправности. Ко второму заезду МАЗовцам, наконец, удалось одолжить нормальную резину, и результаты сразу улучшились: 12-е и 13-е места. В ноябре на трассу в Зольдер (Бельгия) вновь приехали МАЗ и СТК Совавто; и вновь — старт из последних рядов. По результатам первой гонки Белько пришел 15-м, у Бабкина сломался подшипник передней ступицы, а пилоты "Совтрансавто" заняли первые с конца места рейтинга.

1990 ГОД. Затишье перед бурей...

Выезд команды на показательные выступления на трассе "Боровая". 1990 год.
Выезд команды на показательные выступления на трассе "Боровая". 1990 год.

Еще в конце 1989 года Минская команда, наконец, выкупила у Совавто-Москва старый полуприцеп, который приспособили для перевозки гоночных тягачей: в трейлере появились жилой и технические модули.

В том году из-за различных трудностей команда не участвовала в гонках на Венгерской трассе, но в конце сезона смогла поехать в Бельгию (Зольдер) и Германию (Нюрбургринг). Снова возникли проблемы со спортивной резиной... Лучший результат в сезоне - 8-е место в Бельгии.

А осенью началось изготовление нового "кольцевого" тягача. На Минском моторном заводе предприняли попытку установить четыре турбины на ярославский мотор, но без необходимых расчетов эксперимент был обречен: из-за неверного выбора подвода масла к осям две турбины закоксовались...

1991 ГОД. БОЛЬШЕ МОЩНОСТИ!

У минчан появились спонсоры! Во-первых, на машину установили передние дисковые тормоза Lucas, тормозные накладки Beral, амортизаторы Koni. (Все они поставляли узлы и детали за рекламу, их наклейки красовались на кабине) Во-вторых, появился и настоящий спонсор, английский предприниматель Э. Дэннисон; а команда получила название МАЗ-TRT.

Машина 1991 года далеко ушла от предшественниц. Двигатель был с двинут назад на 670 мм, а его мощность ярославские инженеры довели до 1100 л. с. (Сравните: в 1987 году этот агрегат развивал 650 л. с., в 1988 — 750 л. с., в 1989 — 950 л. с.) У мотора доработали ТНВД и турбокомпрессор, а так же впервые в Советском Союзе применили систему охлаждения наддувочного воздуха!
Гоночный МАЗ образца 1991 года. Мощность двигателя —1100 , а позже — 1300 л. с.
Гоночный МАЗ образца 1991 года. Мощность двигателя —1100 , а позже — 1300 л. с.

Не смотря на все улучшения и доработки, МАЗ все равно оставался единственным участником гонок с МКПП и моно-турбиной. Но главной проблемой было то, что инженерам никак не удавалось решить проблему дымности выхлопа при максимальной нагрузке (за черный дым на гонках срезают очки). Команда готовилась к поездке в Данию, но двигатель, прибывший из Ярославля, на пробных заездах коптил словно старый паравоз! Пришлось срочно ехать на ЯМЗ...

Там мотор поставили на стенд, начали тесты на стандартных режимах — все в норме, дыма нет, экология на высоте. Но при проверке в "ручном" режиме, на максимальных оборотах, агрегат начал дымить так, что конструкторы буквально схватились за головы! Ярославским двигателистам пришлось вносить изменения в конструкцию ТНВД, после чего проблема выбросов была решена.

На этой же генерации МАЗа удалось частично устранить проблему с уменьшением времени переключения: был установлен элементарный пневмоусилитель, который помогал "воткнуть" передачу.

После подготовки МАЗ поехал на Нюрбургринг, где произошло то, что уж точно никто не мог предсказать...

Во время гонок от столкнувшихся впереди тягачей Мерседес и МАН отлетел кусок облицовки и срезал сливной кран системы охлаждения на минском грузовике. Уже через два круга вся охлаждающая жидкость вытекла и, попав вместе с гарью и песком на задние тормоза, заблокировала их. Пилоту смотреть на приборы было некогда - когда пилотируешь шеститонную махину на скорости более 100 км/ч лучше не отвлекаться, но он все же сбавил ход, когда температура полезла вверх. В итоге МАЗ финишировал десятым, пройдя основную часть гонки на двигателе без охлаждения, который чудом не заклинило при перегреве! Но уникальный мотор все равно был потерян.

Этого можно было бы избежать, если бы мазовцы, как другие команды, могли держать радиосвязь с пилотом...

Однако на ЯМЗ в сжатые сроки сделали еще один такой мотор (уже 1300-сильный), и это позволило мазовцам поехать в Бельгию, Францию и Англию (благодаря спонсорам Минская команда смогла принимать участие не только кубковых, но и коммерческих гонках).

В Бельгии, где тягач с ярославским сердцем занял 8-е и 2-е места в гонке приглашенных, разрыв с лидерами, по сравнению с прошлым годом, сократился с 10—12 до 6—8 секунд. Командой заинтересовались инвесторы: были предложения к ЯМЗ и МАЗ заняться в Европе продажей и сервисом доработанных минских грузовиков.

Гонка в Англии — 8-е и 11-е места. Гонка в Англии на кубок Lucas — 3-е место. От фирмы Bridgestone МАЗ получает серебряный кубок "Дух команды".

Параллельно в Ярославле создавали еще более мощный двигатель(1300 л.с) и коробку с электронно-пневматическим переключением. (Силовой агрегат должен был получиться легче предыдущего на 200 кг, а передачи должны были переключаться с помощью кнопок)

Казалось бы, команду ждет большое будущее: спонсоры, деньги, полноценное участие в соревнованиях, уже "прорубленное" окно в Европу! Но никто не знал, чем все это обернется...

1992 ГОД. Взлет и падение...

Двигатель объемом 18 литров теперь был оснащен двумя турбокомпрессорами и совершенно новым ТНВД и развивал 1300 л. с. Коробка передач, в основе которой лежала КПП ЯМЗ-202, - специальная, правда, без электроники, но с пневмоусилителем механизма переключения. Сцепление - с гидропневматическим приводом. В круг - дисковые тормоза Lucas с АБС. Спортивный рулевой механизм ZF. Подвеска на жестких короткоходных малолистовых рессорах, с амортизаторами и стабилизаторами. Литые колесные диски. Система пожаротушения. А весило все это 6035 кг — точь-в-точь по норме (должно было быть не меньше 6000 кг). Теперь машина уже точно не уступала конкурентам по технической части...

В апреле команда приняла участие в гонках в Англии, показав там хорошие результаты. Пришло время выезжать на второй этап, во Францию, но у минчан не было виз... В итоге все хлопоты с оформлением документов взял на себя спонсор Дэннисон, и команда смогла поехать во Францию.

Архивное фото: слева - Александр Синкевич, справа - Геннадий Драпкин
Архивное фото: слева - Александр Синкевич, справа - Геннадий Драпкин

А там Геннадий Драпкин занял второе место в общем зачете. Никогда раньше МАЗ не достигал такого успеха! Казалось бы - все отлично, но...

Но вместо поздравлений команда получила из Минска телеграмму, которая призывала в срочном порядке вернуться "в родную гавань". Уже в Минске, на месте, начались разборы полетов: как, минуя руководство завода, спортсмены выехали во Францию? После разбирательств вышел официальный приказ о прекращении деятельности МАЗ-TRT. И это, увы, было концом команды. Команды, которая только начинала свой взлет в мире автоспорта...

Подписывайтесь на канал!
Переходите в наш инстаграм!
Оставляйте ваши комментарии!