Найти тему

Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ. Тема дружбы в поэзии

Оглавление

В предыдущей статье мы сделали подробный анализ стихотворения А.С. Пушкина «19 октября». Теперь – сквозная тема.

В каких еще стихотворениях русских поэтов раскрывается тема дружбы?

Чтобы тему раскрыть глубоко и разносторонне, стоит провести параллели, я предлагаю заполнить что-то типа таблицы, тогда все будет выглядеть наглядно.

Вопросы для сопоставления

· Какое место занимает тема дружбы в русской литературе (поэзии)?

· Какова основная мысль стихотворения (выдели, если надо ключевые слова)?

· В чем заключаются речевые особенности стихотворений? Как они передают идею стихотворений?

· Определи черты лирического героя каждого стихотворения. Что общего и отличного можно заметить?

· Что общего и в чём различия в понимании и изображении дружбы каждого поэта?

Первое стихотворение для сопоставления – «Друзьям» А. Блока

Друг другу мы тайно враждебны,
Завистливы, глухи, чужды,
А как бы и жить и работать,
Не зная извечной вражды!
Что делать! Ведь каждый старался
Свой собственный дом отравить,
Все стены пропитаны ядом,
И негде главы приклонить!
Что делать! Изверившись в счастье,
От смеху мы сходим с ума
И, пьяные, с улицы смотрим,
Как рушатся наши дома!
Предатели в жизни и дружбе,
Пустых расточители слов,
Что делать! Мы путь расчищаем
Для наших далеких сынов!
Когда под забором в крапиве
Несчастные кости сгниют,
Какой-нибудь поздний историк
Напишет внушительный труд...
Вот только замучит, проклятый,
Ни в чем не повинных ребят
Годами рожденья и смерти
И ворохом скверных цитат...
Печальная доля - так сложно,
Так трудно и празднично жить,
И стать достояньем доцента,
И критиков новых плодить...
Зарыться бы в свежем бурьяне,
Забыться бы сном навсегда!
Молчите, проклятые книги!
Я вас не писал никогда!

История создания. Написано в 1908 году, период разочарования в дружбе, крах надежд на то что возможны настоящие дружеские отношения. (Об этом свидетельствует фраза «что делать», поставленная в стихотворении без знака вопроса, зато с восклицательным. Получается, что лирический герой как будто смирился со сложившейся ситуацией, полностью разочаровался.)

Основная идея. Мотив дружбы здесь переплетается с темой творчества, что вполне естественно учитывая биографическую составляющую: большинство друзей – сами поэты, которые подвержены творческой зависти. Многие оказываются не истинными друзьями, а теми, кого привлекает в лирическом герое талант, известность. Так входит в стихотворение еще один мотив – мотив предательства.

Все это отличает стихотворение Блока от «10 октября».

Лирический герой. Фигура трагическая, он разочарован в мире, он видит, что его не понимают. Интонация стихотворения исповедальная, но язвительная. Это и отличает лирического героя, который разочаровался в друзьях, в искренности их чувств. Особенности речи стихотворения. Все художественные средства раскрывают основную идею стихотворения. Даже если прочитать только эпритеты или метафр=оры, это очень хорошо видно. Эпитеты – “пустые слова”, “несчастные кости”, “поздний историк”, “внушительный труд”, “скверные цитаты”, “печальная доля”, “свежий бурьян”, “проклятые книги”. Метафоры – “свой собственный дом отправить”, “стены пропитаны ядом”, “пустых расточители слов”, “стать достояньем доцента”, “критиков новых плодить”. В 1 строфе обращают на себя внимание эпитеты, которые расположены по принципу градации: «враждебны, глухи, чужды, завистливы». Интересен эпитет по отношению к собственным книгам – «проклятые»: слава приносит трагедию разочарования в дружбе. К концу стихотворения общая экспрессия возрастает, чему способствуют восклицания и повелительное наклонение глагола: «Молчите!»

Второе стихотворение – «По улице моей» Б. Ахмадулиной.

По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.
О, одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.
Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и - мудрая - я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.
И вот тогда - из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.

История создания. Написано стихотворение молодым поэтом – в возрасте 22 лет, когда, казалось бы, подобные чувства еще мало знакомы.

Основная идея. Дружба не спасает от одиночества, неполноты понимания, от обоюдной безысходности, жизнь «разбрасывает» друзей, кто-то «уходит», кто-то предает. Потери неизбежны – важно научиться отпускать близких людей без гнева обиды. Лирическая героиня учит ценить одиночество, воспринимать его как возможность побыть наедине с самим собой. Поэтому ключевая тема произведения – одиночество.

Лирическая героиня. Сильная и уверенная личность. Она одновременно и смиренна, и снисходительна к друзьям, спокойно принимает их уход и возникшее после этого одиночество. Она прощает неверных людей, что выдает ее мудрость.

Особенности речи стихотворения. Эпитеты - «таинственная страсть», «стужей голубою», «строгие мотивы», «прекрасные черты» и др. Сравнения одиночества — с циркулем, замыкающим круг, и с лесом, а героини — с «баловнем», обласканным одиночеством. Инверсия – «по улице моей», «друзей моих». Звукопись – повтор слогов «год», «ход», которые напоминают глухой стук удаляющихся шагов. Олицетворение одиночества, которое представлено могущественным существом.

В. Высоцкий «Песня о друге»

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так,
Если сразу не разберешь:
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни, рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой -
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах не ах,
Если сразу раскис, и вниз
Шаг ступил на ледник и сник,
Оступился и в крик,
Значит, рядом с тобой чужой,
Ты его не брани – гони.
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шёл.
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал.
Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной,
Значит, как на себя самого
Положись на него.

История создания. Стихотворение написано как главная музыкальная тема к фильму «Вертикаль»

Основная идея. Дружба - это преодоление сложных жизненных ситуаций, которое, несомненно, должно осуществляться при поддержке друг друга. Такие испытания являются хорошей проверкой на прочность во взаимоотношениях между людьми..

Лирический герой в резкой, даже грубоватой форме даёт совет, как можно испытать своего друга на надёжность.

Особенности речи стихотворения. Стихотворение построено скорее на символе, а не тропах. Гора — это символ испытания, проходя которое люди преображаются. Из тропов же самое интересный эпитет – «чужой». Не друг, не недруг – просто чужой.