Наша страна сохраняет господство в Арктике благодаря современному ледокольному флоту, который расчищает Севморпуть для грузовых судов и помогает экономике полярных регионов дышать полной грудью.
«Ленин». Дедушка современных атомных ледоколов по-прежнему жив. Судно, построенное в декабре 1957 года на ленинградском судостроительном заводе «Адмиралтейские верфи», проходило по арктическим водам 30 лет и было превращено в музей. Ледокол имел скромное по современным меркам водоизмещение – 16 тысяч тонн. Мощность атомных реакторов составляла 32,4 МВт (44 тысячи лошадиных силы). Скорость хода достигала 18 узлов (33,3 км/ч). За время эксплуатации ледокол прошел 654 тысячи морских миль – более 1 миллиона километров. Экипаж судна составлял 243 человека. «Ленин» первым из надводных судов прошел севернее Северной Земли. Сейчас находится на вечной стоянке в Мурманске. Кому интересно, можете навестить ветерана.
«Арктика». Первый советский ледокол, достигший Северного полюса во время экспедиции 1977 года – этим все сказано. Головной корабль проекта 10520 был заложен в июле 1971 года и спущен на воду в декабре 1972-го. Был крупнее (23460 тонн водоизмещения) и мощнее (55 МВт или 75000 лошадиных сил) ледокола «Ленин». Это самый массовый атомный ледокол в истории судостроения – их было выпущено 6 штук, в том числе, «Ямал», спущенный на воду в 1992 году. И самый долговечный – корабли служили более 35 лет. Реактор «Арктики» был остановлен в 2008 году. В 2012 году судно было отправлено на утилизацию. Ледоколы этого класса обладали поразительной автономностью – без перезагрузки топлива они могли ходить 4 года. Без дозагрузки провизии – 7,5 месяцев.
ЛК-25 «Виктор Черномырдин». Самый крупный дизель-электрический ледокол, который начал бороздить Ледовитый океан только менее полугода назад. Построен там же, в Санкт-Петербурге на «Адмиралтейских верфях». Предназначен для патрулирования Обской губы и Севморпути в летне-осенний период. Водоизмещением не уступает советским атомным образцам – 22258 тонн. По мощности силовой установки близок к ледоколу «Ленин» - 15 МВт. Может развивать скорость до 17 узлов, ходить без захода в порты 60 суток. Вроде бы скромные показатели, но… стоит он дешевле современных атомных образцов в 6 раз и решает свои задачи.
ЛК-60 «Арктика». Самый крупный (более 25 тысяч тонн), самый мощный (60Мвт) и самый быстрый (22 узла или 40 км/ч) ледокол в истории мирового кораблестроения. Введен в эксплуатацию в ноябре 2019 года. Построен на «Балтийском заводе» в Санкт-Петербурге. Способен преодолевать льды толщиной до 3 метров. То есть, решать в одиночку задачи, которые советские ледоколы выполняли парами. Срок эксплуатации – 40 лет. Всего запланировано строительство пяти ледоколов этого класса.
ЛК-120Я. «Лидер». Вишенка на торте. Венец творения. Ледокол, который еще не построили, но который очень ждут – в декабре 2027 года. Он будет в 2 раза больше, чем все ледоколы, когда-либо создававшиеся нашими КБ (50 тысяч тонн водоизмещения – почти «Титаник»). Этот корабль будет преодолевать самые толстые льды (до 5 метров). Его двигатели будут выдавать мощность до 120 МВт. Скорость, которую он будет развивать на открытой воде, будет равна 24 узлам или 48 километрам в час. Цена одного корабля будет космической – 127,5 миллиардов рублей. Ждем с нетерпением!