На канале одного из моих любимейших авиационных видеоспоттеров, Константина Хмелика, уже давно лежит видео с демонстрационным полетом истребителя Су-35С на авиасалоне МАКС-2019.
И в этом видео есть совершенно потрясающий девятисекундный фрагмент с Разворотом Су-35С на Горке, снятый с неимоверно удачного ракурса.
Разворот на горке или Ранверсман — фигура высшего и боевого пилотажа, выполняемая путем разворота самолета на 180 градусов, с предварительным прямолинейным полетом с набором высоты, разворотом в высшей точке траектории и переходом в пикирование.
Надо сказать, что у обычных истребителей, без управляемого вектора тяги, Разворот на Горке занимает 10 и более секунд. Здесь же всё происходит почти вдвое быстрее за счет потери самолетом скорости при наборе высоты, с последующим использованием летчиком управляемого вектора тяги двигателей в верхней части траектории, в которой разворот и происходит.
Также отмечу, что в отличие от целого ряда маневров, демонстрируемых нашими сверхманевренными машинами на разного рода авиашоу — Разворот на Горке является самым настоящим приемом высшего боевого пилотажа, применимым и полезным в реальном воздушном бою.
Дело в том, что разменивая скорость на высоту, летчик занимает выгодное положение, над противником, с возможностью дальнейшего выхода ему в хвост. Плюс конвертирует кинетическую энергию самолета в потенциальную, в соответствии с постулатом "энергетического маневрирования" в воздушном бою, гласящим, что скорость может быть конвертирована в высоту, а высота обратно в скорость. Таким образом общая энергия самолета сохраняется максимально продолжительное время в бою. Потому что тот, кто первым в бою растратит всю энергию своей машины — этот бой и проиграет.