Всегда было интересно с каким льдом сможет справиться атомный ледокол? Ледовый панцирь в Арктике представляет собой сплошное поле из относительного молодого и пакового льда, который может достигать нескольких метров. Известно что прочность льда имеет нелинейную зависимость от его толщины
Лед в 5 см толщиной держит вес взрослого человека, 30 см достаточно для движения на легковой машине весом 2-3 тонны. Ледовая переправа толщиной 1-1,5 метра может легко выдерживать вес 50 тонн и больше. Двухметровый лед становится уже непреодолимым препятствием для большинства дизельных ледоколов, а обычное судно может быть просто раздавлено. Максимальная толщина ледяного покрова Северного ледовитого океана не превышает 5-6 метров.
Для первого атомного ледокола «Ленин» предельная толщина преодолеваемого ледяного покрова достигла 2-3 метров. Тяжелый лед с нагромождением торосов ему был не по зубам. Судно просто упиралось в лед не в состоянии его проломить или расшатать. Качественный скачок в этом направлении произошел со спуском на воду «Арктики».
Мощность атомной установки составила 55000 Мвт, а для упрощения движения во льдах носовая оконечность имела специальную форму и усиленный ледовый пояс. Теперь ледокол мог просто взбираться на толстый лед и проламывать его своим весом. Таким образом возможно движение со скоростью 1-2 узла в ледяном поле любого типа толщиной до 5 метров. «Арктика» первой смогла покорить Северный полюс в 1977 году.
После вывода «Арктики» из эксплуатации самым мощным ледоколом России считался «50 лет Победы». Сейчас спущена на воду новая «Арктики» проекта 22220 длиной 173 метра и водоизмещением 33 тыс. тонн. Это самый большой атомный ледокол в мире. Он позволяет не только уверенно преодолевать лед любой толщины, но и двигаться по нему с постоянной скоростью для проводки караванов.
Уже заложены 3 ледокола этого типа, а на смену им планируется ледокол совершенно нового типа. На «Лидер» будет установлен реактор РИТМ-400 мощностью 315 МВт. При ширине 40 метров ледокол этого типа сможет проводить по севморпути танкеры и другие гражданские суда с коммерческой скоростью в любой ледовой обстановке.
Подписывайтесь на наш канал и узнавайте интересные факты о нашей атомной промышленности и современных технологиях.
#ледокол #арктика #атомфлот