Техника Союзного государства
Генералы карьеров
Наш журналист побывал на Белорусском автозаводе, где производятся самые большие в мире самосвалы
Можно спорить о самом узнаваемом бренде Беларуси. Кто-то вспомнит аиста, кто-то - Беловежскую Пущу. А в Жодине не спорят – тут уверены, что страну лучше всего знают по огромным самосвалам под маркой «БелАЗ».
Лестница была узенькая и вертикальная. Даже у крана или у нефтяной вышки они наклонные, а по подобной я карабкался, только когда залезал на какую-то трубу в Котласе. Правда, здесь она была не такой высокой, всего метров шесть – и я уже на специальной площадочке рядом с водительской кабиной.
Люди внизу были какие-то совсем маленькие и абсолютно несерьёзные. Да и автобус, на котором мы приехали сюда, на испытательную площадку главного белорусского автозавода, выглядел почти игрушечным, сошедшим с детской карусели.
Площадку, где я стоял, можно было бы назвать капитанским мостиком, если бы на самосвалах были капитаны. А почему нет? По размерам карьерный БелАЗ-75710, на который я забрался, как раз соответствовал среднему сейнеру. И я бы не удивился, узнав, что такой машиной (правильнее было бы всё-таки «махиной») управляет экипаж человек так из пяти. Но нет, тут всё рассчитано на одного водителя. Есть рядом с ним пассажирское сиденье, но это так, на всякий случай.
– Наверное, чтобы управлять таким гигантом, нужно окончить специальные курсы? – спросил я у поднявшегося вслед за мной заместителя генерального директора ОАО «БелАЗ» Станислава Якубовича.
– Разумеется, чтобы владеть любой спецтехникой, нужно проходить специальное обучение. Но просто ездить на нём в принципе может любой водитель. У нас уже несколько лет развивается промышленный туризм. Любой желающий может заплатить примерно 200 долларов (разумеется, в белорусских рублях) и гонять по полигону целых 10 минут. Учитывая, что расход горючего 360 литров в час, не так дорого. От желающих отбоя нет.
– И женщины гоняют?
– Женщин чуть ли не больше, чем мужчин. Им часто на день рождения дарят сертификат на поездку. Такие «гонки» на всю жизнь запоминаются. Кстати, на БелАЗах вообще достаточно часто женщины работают. У нас даже есть специальные дамские варианты. Вот этот, на котором мы стоим, мужской, а у женского лестница не вертикальная сбоку, а наклонная перед радиатором. Неудобно женщинам по вертикальной взбираться.
Не думай о «БелАЗе» свысока
Слово «БелАЗ» так укоренилось в нашем языке, что стало нарицательным. Первый самосвал вышел из стен завода в один год с полетом Гагарина в космос. Для автомобилестроения это оказался соизмеримый по значению прорыв. Сейчас каждый третий карьерный самосвал в мире производится здесь, в Жодино Больше всего «белорусских зубров» работает в карьерах России – сюда поступает более 60% продукции. А вообще «БелАЗы» можно встретить в 72 странах. Их востребованность растет, особенно в южных странах – Венесуэле, Чили, Перу, Индии, Индонезии, Австралии. Но и север покупает их достаточно активно, особенно Финляндия.
Территория завода – город в городе. За проходной мы пересаживаемся в микроавтобус и едем в цех, где рождаются эти внушающие уважение машины.
Говорят, большое видится на расстоянии. В случае с «БелАЗами» это не совсем так. Издали замечаем площадку, на которой выстроились в ряд желтые красавцы. Но ощущения аномальной величины не возникает – возможно, потому, что сравнить не с чем.
Лишь когда подходишь вплотную к колесу, понимаешь, какой ты «маленький, ниже стремени». Достать до ступицы колеса можно, лишь вытянув руку вверх. А чтобы попасть в кабину, нужно взобраться по крутой лестнице на высоту 2 – 3-го этажа. Говорят, обзор с водительского сиденья не очень. Но этого и не требуется – водитель управляет машиной с помощью монитора, на который выводится сигнал с видеокамер. В остальном, как уверяют счастливчики, которым удалось порулить этим гигантом, управлять самосвалом не сложнее, чем легковушкой, – достаточно водительских прав категории С и пройти трехмесячную практику на предприятии.
«Белоснежки» для Австралии
В цеху прямо перед нами маневрирует кран – переносит колесо к элементам, в которых пока лишь угадывается будущий самосвал. Рядом искрит сварка. Если в советские времена с конвейера сходили одинаковые серийные самосвалы, то сейчас машины выпускают только под заказ – более 500 модификаций! При этом заказчик может пожелать что угодно. Допустим, установить дополнительный кондиционер или более комфортное кресло. Австралийцы захотели, чтобы все карьерные машины были белого цвета. «Да мы хоть в крапинку можем покрасить – лишь бы покупали», – шутят рабочие. Как ни удивительно, в Австралии около 20% водителей самосвалов – женщины. Поэтому для них устанавливают как раз ту более пологую лестницу, о которой мне рессказал замгенерального.
В общем, в каждой стране своя специфика. В зависимости от грузоподъемности и назначения меняется и цена машины. Но чтобы вы имели представление – только одно колесо «БелАЗа» стоит около 28 тысяч евро. Стоимость же самих самосвалов исчисляется миллионами долларов.
Самый «мелкий» в линейке машин – самосвал грузоподъемностью в 25 тонн, а самый большой, БелАЗ-75710 – 450 тонн. Это мировой рекорд, зафиксированный в Книге рекордов Гиннесс. За ним числится и ещё один мировой рекорд — по объёму кузова, более 157 кубометров. Это примерный полный объём трёхкомнатной квартиры площадью 60 м2. На вопрос, а сколько вообще стоит такой рекордный самосвал, Станислав Якубович ответил:
– Коммерческая тайна. Точную цену знают лишь покупатель и продавец. Но я могу вам намекнуть. Ну, вот если вы к нам приедете и у вас будет с собой миллионов шесть долларов, возможно, после покупки у вас ещё немного останется на обратную дорогу.
Один БелАЗ-75710 перевозит в восемь раз больше груза, чем рекордный КамАЗ-65805 "Самсон". И в 300 раз больше стандартной "Газели" ГАЗ-3302
Но в Жодине на этом останавливаться не собираются и уже работают над проектом карьерного супергиганта на 560 тонн. Прогресс сдерживают производители покрышек. Пока максимально шины могут выдерживать по 109 тонн, а для нового рекорда они должны держать 140. Так что как только на рынке появятся новые супершины, сразу вслед за ними появятся новые супермашины.
К месту работы – на 12 платформах
После сборки самосвал ждет полигон. Как уверили нас на заводе, каждая машина проходит испытания, прежде чем отправится к месту работы. Полигон – искусственно созданная здесь же, на территории завода, холмистая местность, по которой гоняют «новобранцев» с максимальным грузом около 70 километров. Самосвалы должны «брать» подъем в 14% – ведь зачастую работать им приходится как на дне карьера глубиной до 500 метров, так и на высокогорье вплоть до 4000 метров.
Как же доставляют эти огромные машины в страны, где им предстоит трудиться? Оказывается, перевозят их в основном железнодорожным транспортом, предварительно разобрав. Если же это самые большие самосвалы, в стране назначения их придётся не просто собирать, но некоторые части ещё и сваривать. При перевозке детали одного самосвала могут занять до 12 железнодорожных платформ.
Сопровождает машину группа специалистов, которые на месте её собирают, учат обслуживать и управлять. Во многих странах работают сервисные центры БелАЗа. В общем, нигде покупатель не остаётся с машиной тет-а-тет.
Вкалывают роботы, счастлив человек
На предприятии разработан и внедрён в производство роботизированный самосвал «БелАЗ-75137» с удалённым рабочим местом. Управляют им дистанционно – то есть водителю необязательно находиться в кабине. В Жодине этот автомобиль-робот рассматривают как первый этап автоматизации горных работ. В идеале же планируется создать «интеллектуальный карьер», где взаимодействие технологического оборудования будет полностью подчинено единому диспетчерскому центру, расположенному на расстоянии до тысячи километров от рудника. Это даст возможность исключить человеческий фактор при управлении, существенно увеличить выработку, снять острую проблему нехватки квалифицированных рабочих на местах.
БелАЗ – дело союзное
Между Россией и Беларусью заключена Союзная программа развития карьерного транспорта. Её детальный проект разработан не один год назад. За рулём гиганта побывал даже Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. Он проехал на самосвале по территории полигона несколько кругов.
– Ощущения самые яркие, конечно, - рассказал Григорий Алексеевич журналистам. - Очень удивило, как легко самосвал реагирует на любой манёвр водителя. Набирает скорость, тормозит, как обычный автомобиль. Единственное, что пугает, – габариты. Боишься снести что-нибудь по дороге.
Сергей МАЛИНОВСКИЙ, Валерий ЧУМАКОВ
Фото авторов
Материал дан в сокращённом виде. Хотите полную версию - пишите в комментариях.
© "Союзное государство", № 5-2013, № 12-2017
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!
Техника Союзного государства
Размеры нового белорусского "умного" трактора поражают даже воображение
Что происходит в кабине Боинга?
Есть такая работа – машинищенствовать
АЭС позволит Беларуси экономить $500 млн ежегодно
Белорусы наладили в Карелии производство бронированной техники