Руководитель Международного центра DARON и методист Международной ассоциации Дейвиса Лора Закон расскажет, что такое дислексия, как быть, если ваш ребёнок — дислексик, и почему теория Рональда Дейвиса важна.
В большинстве своём люди боятся неизвестных слов, особенно когда речь заходит об их здоровье и тем более здоровье их детей. Медицинская терминология порой пугает и настораживает. Получая заключение доктора с неизвестным ранее диагнозом, люди не знают, что с этим делать и куда бежать. Хорошо, когда тебе доступно объясняют написанное и рассказывают о перспективах развития ситуации. Но так бывает не всегда.
Когда человек впервые слышит слово «дислексия», о чём он думает? Кто-то вообще не понимает, о чём идёт речь, другой считает, что его ребёнок не способен учиться, третий думает о проблемах с чтением и правописанием. Благо у меня достаточно знаний и опыта, чтобы поделиться ими с вами. Давайте разбираться вместе.
Что же такое дислексия?
В вольном переводе с древнегреческого языка «дислексия» означает «плохая речь». Попросту говоря, это некое нарушение способности читать, имеющее неврологическую природу. Одним из типичных симптомов дислексии является дисграфия — нарушение, выражающееся в затруднённом освоении письма.
Дисграфия проявляется нарушением фонетического принципа написания слов или их частей (соответствие написания произношению), неровном, прыгающем почерке, не имеющем наклона, неодинаковом размере букв, отсутствии нужных букв/элементов либо дописывании лишних, искажении графического написания слов, их грамматической формы, отсутствии знаков препинания и пр.
Обычно дисграфия и дислексия присутствуют вместе, но иногда они могут наблюдаться и отдельно друг от друга. Так, у ребёнка или взрослого может быть ярко выраженная дислексия и при этом хороший или даже красивый почерк.
В постсоветской педагогике дислексия всегда рассматривалась как неполное нарушение способности к чтению, которое вызвано психическими отклонениями и проявляется в виде повторяющихся устойчивых ошибок. Кроме того, всегда считалось, что дислексией обычно страдают дети с задержкой умственного и психического развития, с серьёзными дефектами речи и слуха. Однако в странах Запада по мере изучения данного аспекта складывалось другое отношение к этой проблеме.
В конце 20-х годов прошлого века американский учёный, доктор Сэмюель Тори Ортон пришёл к выводу, что при наличии у человека дислексии правое и левое полушария головного мозга как бы меняются ролями — т. е. каждое из них выполняет работу другого. Позднее он изменил свою гипотезу и определил дислексию как «смешанную доминантность полушарий» (если обычно одно полушарие мозга играет главную роль в контроле над движением тела и речью, то у дислексиков одни области мозга активнее в левом, а другие в правом полушарии).
Время шло, и теории о природе и проявлениях дислексии сменяли одна другую.
Теория Рональда Дейвиса
В 1980-е годы американский инженер, бизнесмен, архитектор и скульптор Рональд Д. Дейвис, сам с детства страдавший от тяжёлой формы дислексии, более широко объяснил данную проблему и разработал систему её устранения в процессе обучения.
Как только дети, «думающие картинками», видят вербальный (словесный) символ, их мозг дезориентируется. Иными словами, человек, страдающий дислексией и дисграфией, при виде слова, образ которого в его сознании пока отсутствует (например, при виде предлога, местоимения, прилагательного, модального слова), впадает в такое состояние, когда текст перестаёт быть понятным. В этот момент восприятие символов сильно искажается — и чтение или письмо становится трудновыполнимой задачей.
Многолетние наблюдения и обработка специалистами информации о людях с дислексией говорят о том, что они видят не одно, а сразу несколько изображений слова. Они могут видеть слово не только в обычном ракурсе, но и в зеркальном отображении, повёрнутым под каким-то углом или даже в 3D-формате, т. е. как бы плавающим в пространстве, — количество вариаций неисчислимо. Именно поэтому таким детям противопоказано обучение чтению по слоговой технике — даже в случае большого количества повторений и дополнительных занятий.
При использовании подобной методики такой ребёнок сильно концентрируется, напрягается и устаёт от самого процесса, так как никакой набор слогов не даёт ему представления о слове, которое должно получиться из сочетания букв. Поэтому он пытается угадывать слова по первым буквам, что приводит к ощущению полной неуверенности при чтении, а потом и вовсе к отказу от него.
Научить человека с дислексией и дисграфией соблюдать орфографические правила тоже весьма трудно. Просто зазубрить эти правила нельзя, поскольку практически в любом языке они содержат большое количество исключений. Дислексик или дисграфик может отлично знать какое-либо правило, но при этом просто не заметить, что оно нарушено в конкретном случае.
Для такого человека любой письменный экзамен или диктант становится сущей пыткой, которая приводит к эмоциональным травмам и многочисленным нервным срывам и комплексам. Вот почему отлынивание ребёнка от письменной работы зачастую вызвано вовсе не ленью, а элементарным желанием избежать негативных переживаний.
Результатом исследований Рона Д. Дейвиса стал вывод о том, что дислексия проистекает из процесса познания, включающего в себя восприятие, память, оценку, концептуализацию (это образ, идея или концепция, созданные в уме), интуицию и осознание. Он охарактеризовал дислексию как продукт мышления и реакции на «ощущение спутанности сознания».
Краеугольным же камнем методики Дейвиса стало определение дислексии как врождённой особенности восприятия, а не умственного нарушения или последствия травмы. Так как если мозг или нервная система действительно поражены, то функции этой структуры тоже должны быть постоянно повреждены. Однако любой специалист, когда-либо наблюдавший симптомы дислексии, подтвердит, что они непостоянны. Это можно проследить в рамках учебного процесса: школьные успехи дислексиков носят неровный, скачкообразный характер.
Сопутствующие нарушения
С точки зрения метода Дейвиса, помимо дисграфии, дислексия может содействовать появлению и многих других нарушений. Сюда относятся дискалькулия (неспособность к освоению математики), СДВГ и СДВ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью и без неё).
Для многих специалистов новым в методе Дейвиса стал взгляд на синдром дефицита внимания, который, по его мнению, также поддаётся коррекции. Многолетние наблюдения последователей метода Дейвиса подтвердили, что человек с дискалькулией способен осваивать математику, предварительно изучив такие основные понятия, как «время», «последовательность», «порядок», «причина», «следствие».
Не мешает также знать, что математика и музыка изучаются по одинаковой схеме: время, последовательность, порядок. Ни у кого не вызывает удивления, что многие математики являются великолепными музыкантами. Однако не всем известно, что даже при наличии хорошего, а иногда абсолютного слуха ребёнок с дислексией с трудом осваивает нотную грамоту — существует даже такой термин, как «музыкальная дислексия».
Постоянный спутник детей с дислексией — дезориентация. Именно по этой причине у большинства таких ребят плохо развито ощущение времени, они испытывают серьёзные затруднения в его определении по часам — как со стрелками, так и электронным. Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда при ожидании какого-то события время тянется невыносимо медленно, а в состоянии возбуждения оно, наоборот, летит. Временное восприятие дислексика подвергается куда более значительным искажениям, если какой-то символ вводит его в состояние дезориентации. С нарушенным ощущением времени непосредственно связаны и причины дискалькулии.
Виды проблем, решаемые методом Дейвиса
Метод Дейвиса — это коррекция дисграфии, дислексии, дискалькулии и симптомов СДВ (синдрома дефицита внимания), в процессе которой учащиеся приобретают ментальные инструменты и в дальнейшем способны самостоятельно выявлять состояние дезориентации.
Контроль за ориентацией
Поскольку у детей-дислексиков преобладает визуальное мышление, то они воспринимают окружающий мир в трёхмерных картинках, которые быстро сменяются, и поэтому умение концентрировать внимание у них сводится к минимуму. Когда эти ребята начинают обучение в школе, плоскостное изображение букв и цифр их дезориентирует, они теряют контроль в обучении и начинают отставать от ровесников.
Дар дислексии
Дейвис сказал, что дислексия — это дар. И хотя многие относятся к подобным заявлениям весьма скептически, я абсолютно не сомневаюсь, что это именно так. Примером тому служат таланты и достижения людей с дислексией, недаром среди них встречается немало гениев: Черчилль, Джон Буш (младший), Ганс Христиан Андерсен, Томас Эдисон, Том Круз, Генри Форд и другие. Причём их гениальность состоялась не вопреки, а благодаря дару дислексии.
Ребёнок с дислексией имеет некую уникальную особенность. Он не знает, как её использовать, но он не может её выбросить или потерять. Проходя пятидневный курс коррекции дислексии (30 часов, 6 часов в день интенсивных индивидуальных занятий), ребёнок учится, как с этим даром жить и правильно его применять.
Сегодня мой сын, с проблем которого 17 лет назад началось моё изучение дислексии, — модой врач, окончивший в этом году медицинский университет в Европе. Он пока ещё в самом начале своего профессионального пути, но у меня нет сомнений, что он будет хорошим врачом.
Метод Дейвиса успешно применяется в Европе и США уже почти 40 лет. В 1982 году Рональд Д. Дейвис основал центр по исследованию проблем чтения при Центре коррекции дислексии в Бурлингейме, штат Калифорния. В 1995 году он организовал Международную ассоциацию коррекции дислексии, которая проводит регулярные обучающие семинары для медиков и работников системы образования по всему миру.