Восстановление можно описать как процесс, проходящий через несколько стадий, на каждой из которых решается ряд задач, приобретаются определенный опыт или умения, необходимые для установления сбалансированной, комфортной жизни без нужды в потреблении для этого алкоголя или наркотиков.
Структура программной групповой работы включает в себя различные специальные методики и техники в наркологических клиниках и реабилитационных центрах:
1. проблемная групповая дискуссия — в ходе ее используются такие подробно описанные в работе психотерапевтические приемы, как опрос, спецификация, конфронтация, иллюстрация, кристаллизация, обратная связь;
2. разъяснительная психотерапия — предоставление пациентам сведений об особенностях развития и течения их заболевания, о тех нарушениях, которые оно вызывает во всех сферах функционирования больного человека. В лечебной программе отделения эти задачи решаются на лекциях (познавательный раздел программы);
3. «психотерапевтическое зеркало» по С.С. Либиху — техника, которая заключается в раз боре определенных симптомов заболевания (в данном случае — зависимости) или анамнестических данных одного из пациентов в рамках обсуждаемой темы. Обсуждение может быть анонимным, когда пациент называется, или не анонимным — когда он называется прямо по фамилии, например, в том случае, если есть возможность воздействовать психотерапевтически не только на других пациентов, но и на него самого. Данная методика позволяет пациентам с помощью легко узнаваемых примеров увеличить доверие к той информации о болезни и способе преодоления ее, которую предлагают на лекциях или групповых занятиях сотрудники психотерапевтической программы;
4. когнитивная психотерапия — помогает пациентам провести границу между собственным отношением к тому или иному событию и самим событием, реально существующим независимо от их желания или мнения. Такой подход наиболее эффективно позволяет больным с зависимостью «обрабатывать» поступающую из окружающего их социума информацию, заменяя свойственный им способ мышления, называемый «негативным», на более конструктивные формы обдумывания и разрешения возникающих проблем. Например, методики «когнитивное научение» и «когнитивная конфронтация» чаще всего применяются во время групповой психотерапии, а «экспериментальный метод» используется в ряде лекционных и тренинговых занятий в познавательной части программы;
5. рационально-эмотивная психотерапия , тренинг по осознанию чувств (эмоций) — позволяет больным приобрести навыки контроля и коррекции своего эмоционального состояния без применения алкоголя или других психоактивных веществ. Такие умения дают пациентам возможность в дальнейшем наиболее эффективно решать возникающие в их жизни проблемы без серьезных эмоциональных потрясений и рецидивов, обычно происходящих из-за неспособности контролировать проявления своих чувств;
6. гештальт-терапия , а точнее, отдельные ее элементы и упражнения, которые направляются на обучение пациента следующим навыкам: решения насущных проблем, возникающих в данный момент («здесь и сейчас»); открытого и непосредственного контакта с другими людьми; принятия личной ответственности за свое состояние на себя самого; осознания чувственных и телесных ощущений, необходимых для наиболее полной ориентации человека в самом себе и своем окружении, и т.д.;
7. тренинг умений , ролевые игры (с элементами психодрамы) в результате применения этих психотехник пациенты получают опыт решения различных проблем, в том числе они могут выявить и опробовать методы отказа от потребления ПАВ в различных ситуациях;
8. рациональная психотерапия — помогает пациентам с помощью построения прямых логических связей между причиной и следствием увидеть в своих высказываниях и мировосприятии противоречия, которые мешают им формировать и поддерживать трезвый образ жизни;
9. провокативная психотерапия — направлена на активное вскрытие и разрушение патологических проявлений механизмов психологической защиты, демонстрируемых пациентами с целью отрицания болезни, уклонения от психотерапевтического воздействия. Кроме того, данная методика помогает пациентам увидеть свои социальные акции, поступки, часто продиктованные болезненным состоянием, с наиболее реальной точки зрения, т.е. глазами постороннего, не включенного в систему патологического социального взаимодействия человека — специалиста, работающего в психотерапевтической программе;
10. методика парадоксальных интенций В. Франкла — применяется обычно в тех случаях, когда пациент упорно пытается убедить психотерапевта, других специалистов или пациентов в том, что у него нет проблем с потреблением ПАВ, несмотря на то, что эти проблемы очевидны, и что он в дальнейшем вполне может потреблять алкоголь или наркотики без отрицательных последствий для себя. Воздействие на пациента с помощью этой методики может преодолеть имеющиеся у него отрицание болезни и ее последствий, а также сформировать мотивацию на дальнейшее лечение наркомании и восстановление;
11. структурный анализ , трансактный анализ и сценарный анализ (Э. Берн). Эти методики позволяют пациентам достаточно быстро освоить способы определения и контроля тех болезненных нарушений, которые возникают у них в психологической сфере (структурный анализ), в социальной сфере (трансактный анализ), и сфере неосознаваемых базисных сценарных установок, сложившихся в период детского воспитания и развития больного (сценарный анализ);
12. арт-терапия — в основном направляется на выражение пациентами с помощью художественных средств (например, рисунка) взаимоотношений «Я и моя болезнь», что позволяет
на уровне художественных метафор преодолеть отрицание, анозогнозию заболевания;
13. библиотерапия стимулирует пациентов отделения к чтению литературы, рекомендуемой и издаваемой сообществом АА/АН, позволяет им в процессе чтения, на примере описанных в ней случаев, самостоятельно определять у себя симптомы алкоголизма или наркомании, а также знакомиться с реальной методологией, по которой можно начать собственное эффективное личностное восстановление. Иными словами, эта методика может воздействовать на формирование у пациента надежды и мотивации на успешное преодоление зависимости;
14. видеотерапия и аудиотерапия — в первую очередь используются не столько для предоставления пациентам той или иной информации, сколько с целью воздействия на когнитивную и чувственную сферы их личности с помощью определенных способов подачи специфических знаний, например, в виде специально подобранных художественных фильмов, видео- и аудиолекций. При использовании данной методики следует учитывать определенную степень доверия пациентов с химической зависимостью к средствам массовой информации — радио и телевидению.
Несомненно, возможно применение и других методик, если психотерапевт может обосновать целесообразность их использования в конкретной психотерапевтической ситуации.
Реабилитационные центры, работающие по таким методикам и программа показывают высокие результаты в восстановлении зависимых.
Телефон одного из реабилитационных центров:
☎ Телефон для консультаций - 8-800-333-14-79 . Звоните. Бесплатно.
Хотите пожертвовать на лечение бездомных? Ниже приведена такая возможность:
💛 Спасибо!